Жалоба на бездействие судебного исполнителя беларусь

Как правильно обжаловать действия 

(бездействие) судебного исполнителя

В каждом исполнительном производстве участвуют две стороны – должник и взыскатель. В ходе процесса принудительного исполнения у сторон могут возникнуть вопросы законности и обоснованности проведенных судебным исполнителем принудительных действий или вынесенных им постановлений и соответственно возникает вопрос каким образом сторонам защитить свои права и законные интересы, учитывая тот факт, что одним из принципов исполнительного производства является принцип равноправия и добросовестности сторон.  Первое, что нужно понимать, что если вопросы касаются конкретного исполнительного производства и сторонами (должником или взыскателем) в обращении ставятся вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя, о несогласии с постановлением судебного исполнителя, то данное обращение не подлежит рассмотрению в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях граждан и юридических лиц). Действительно, порядок обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, иные организации и порядок рассмотрения таких обращений установлен Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях граждан и юридических лиц), Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ). Однако под действие данных нормативных актов попадают лишь вопросы касающиеся организации работы органов принудительного исполнения, соблюдении профессиональной этики и трудовой дисциплины (п. 12 Приложения к Указу).  Между тем,  в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Закона об обращениях граждан и юридических лиц обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.  Поскольку вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя (о несогласии с постановлением судебного исполнителя) в рамках конкретного производства носят процессуальный характер, и порядок их рассмотрения  установлен отдельными нормами Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), соответственно  обращение по данным вопросам поданное в рамках Закона об обращениях граждан и юридических лиц  будет оставлено без рассмотрения по существу.

Таким образом, если у сторон исполнительного производства возникают вопросы к работе судебного исполнителя, то разрешение их возможно только в рамках обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения в соответствии с главой 12 Закон об исполнительном производстве.  Иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа могут защитить свои интересы аналогичным образом (статья 124 Закона).
В соответствии со статьей 124 Закона об исполнительном производстве постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением – в суд.

Это значит, что жалоба на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя подается начальнику районного отдела принудительного исполнения, при котором состоит судебный исполнитель. Жалоба рассматривается начальником отдела в десятидневный срок (учитываются только рабочие дни) и по результатам рассмотрения выносится постановление, которое направляется сторонам и лицу, подавшему жалобу. Если лицо подавшее жалобу несогласно с результатом ее рассмотрения начальником отдела, то дальнейшее обжалование постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя и постановления начальника отдела осуществляется в судебном порядке и подаются в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения. Таким образом жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного отдела не рассматриваются областным управлением принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома и в случае поступления такой жалобы она возвращается заявителю, как поступившая не по подведомственности. В компетенцию начальника управления принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома входит рассмотрение жалоб на постановления, действия (бездействие) начальников районных отделов принудительного исполнения связанные с непосредственным исполнением ими исполнительных документов. Особо обращаем внимание, что с учетом того, что обжалование действий, постановлений судебного исполнителя носит процессуальный характер, то Закон об исполнительном производстве устанавливает требования к форме и содержанию жалобы, а также устанавливает сроки подачи жалобы. Требования к форме и содержанию жалобы изложены в статье 126 Закон об исполнительном производстве. Здесь особое внимание следует обратить на то, что к жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий направление копии этой жалобы и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства (должнику, взыскателю), судебному исполнителю постановления, действия (бездействие) которых обжалуются. Этим документом, например, может быть квитанция о направлении копий жалобы заказной корреспонденцией. Сроки подачи жалобы установлены статей 127 Закона об исполнительном производстве и составляют десять дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, либо со дня совершения судебным исполнителем действий (установления факта бездействия), либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении. Соответственно из текста жалобы, приложенных к ней документов или исполнительного производства должно быть видно, что срок на обжалование не пропущен. Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность восстановления  пропущенного срока подачи жалобы. Порядок восстановления срока изложен в статье 128 настоящего Закона и предусматривает в обязательном порядке подачу ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы одновременно с этой жалобойСледует обратить внимание, что в случае, когда пропущены сроки подачи жалобы, установленные статьей 127 настоящего Закона, и лицо, подавшее жалоб, не обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока либо в удовлетворении такого ходатайства отказано, а также когда не соблюдены форма и содержание жалобы, установленные статьей 126, то жалоба возвращается без рассмотрения. По результатам рассмотрения жалобы соответствующий руководитель органа принудительного исполнения вправе признать постановления, действия (бездействие) законными и отказать в удовлетворении жалобы или же признать жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично руководитель органа принудительного исполнения принимает одно из следующих решений:

отменить полностью или частично обжалованные постановления;

отменить обжалованные постановления и обязать судебного исполнителя принять новое решение в соответствии с законодательством или же самому принять новое решение;

признать обжалованные (опротестованные) действия (бездействие) судебного исполнителя незаконными и определить меры, которые должны быть приняты для устранения допущенных ими нарушений.

Также по результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение о привлечении судебного исполнителя к ответственности в случае установления фактов нарушения требований законодательства, регулирующего   принудительное исполнение.

Кроме того, перед направлением жалобы, с целью объективности изложения обстоятельств, на которых основана жалоба, а также с целью соблюдения установленных требований к форме и содержанию ее, рекомендуем сторонам ознакомиться с материалами исполнительного производства, так как предоставление судебными исполнителями письменной информации о ходе исполнения Законом не предусмотрено. 

Управление принудительного исполнения

главного управления юстиции 

Гродненского облисполкома

Источник: https://just.grodno.by/actual/975-kak-pravilno-obzhalovat-deystvie-bezdeystvie-sudebnogo-ispolnitelya.html

Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя

Жалоба на бездействие судебного исполнителя беларусь
Основные тезисы

  1. Ваши права нарушены незаконными действиями (бездействием) работников органа принудительного исполнения?
  2. Автор предлагает способы и средства защиты нарушенных прав.

  • Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК);
  • Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК);
  • Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК);
  • Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее –Закон).

ШАГ 1: определяем круг лиц, которые вправе обжаловать (опротестовать) постановление, действия (бездействия) судебного исполнителя В ст.

124 Закона перечислены лица, которым предоставлено право на обжалование (опротестование) постановления, действия (бездействия) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействия) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, связанных с непосредственным исполнением исполнительных документов.

При этом прокурору предоставлено право на совершение этих же действий без соблюдения порядка обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, постановлений, действий (бездействия) руководителя органа принудительного исполнения.

Постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь могут быть обжалованы либо опротестованы непосредственно в суд.

ШАГ 2: определяем орган, в который надлежит обращаться с жалобой на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя

Порядок подачи жалобы (протеста) в порядке подчиненности регулируется нормами ст. 125 Закона.

Лицо, подавшее жалобу (протест), вправе отозвать ее до принятия по ней решения.

ШАГ 3: составляем жалобу на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя

Требования к форме и содержанию жалобы (протеста), поданной в порядке подчиненности, содержатся в ст. 126 Закона. Так, жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, подаются в письменной форме.

К жалобе, подаваемой представителем гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, прилагаются доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

Отметим, что к жалобе (протесту) должны быть приложены:

  • документ, подтверждающий направление копии этой жалобы (протеста) и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются);
  • копии обжалуемых (опротестовываемых) постановлений судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения.

ШАГ 4: проверяем сроки для подачи жалобы; изучаем сроки, установленные для рассмотрения жалобы компетентным органом Сроки подачи жалобы (протеста) в порядке подчиненности прописаны в ст. 127 Закона. В частности, срок подачи жалобы (протеста) составляет 10 дней:

  • со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения;
  • со дня совершения этих действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда лицо, подающее жалобу (протест), не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении.

В соответствии со ст. 29 Закона в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, установленные актами законодательства. Таким образом, при подаче и рассмотрении жалобы (протеста) сроки считаются в рабочих днях. В силу ст. 128 Закона пропущенный срок подачи жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, может быть восстановлен при условии, что одновременно с этой жалобой (протестом) подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) и руководитель органа принудительного исполнения, рассматривающий жалобу (протест), признает причины пропуска срока уважительными. Отметим, что отдельное постановление о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) не выносится. Постановление руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано) вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с его решением – в суд. Постановление Главного судебного исполнителя Республики Беларусь об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано) непосредственно в суд. Случаи, когда жалоба (протест) может быть возвращена без рассмотрения, закреплены в ст. 129 Закона. О возвращении без рассмотрения жалобы (протеста) руководитель органа принудительного исполнения, которому подана жалоба (протест), не позднее трех дней со дня ее поступления выносит постановление, которое может быть обжаловано. Жалобы (протесты), поданные в порядке подчиненности, в соответствии со ст. 130 Закона должны быть рассмотрены в установленные сроки. Так, жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, должны быть рассмотрены соответствующим руководителем органа принудительного исполнения в течение 10 дней со дня их поступления. Руководитель органа принудительного исполнения, рассматривающий жалобу (протест), вправе запросить у сторон исполнительного производства, судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются), дополнительные документы и (или) сведения, которые имеют значение для правильного рассмотрения жалобы (протеста). В этом случае срок рассмотрения жалобы (протеста) приостанавливается на основании постановления руководителя органа принудительного исполнения, рассматривающего жалобу (протест), до представления запрошенных документов и (или) сведений. После того как отпали обстоятельства, послужившие основанием для приостановления срока рассмотрения жалобы (протеста), руководитель органа принудительного исполнения возобновляет рассмотрение жалобы (протеста), о чем выносит постановление.

ШАГ 5: вынесение постановления по результатам рассмотрения жалобы на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя

В соответствии со ст. 131 Закона по результатам рассмотрения жалобы (протеста) соответствующий руководитель органа принудительного исполнения принимает одно из следующих решений:

  1. постановления, действия (бездействие) признаются законными и в удовлетворении жалобы (протеста) отказывают;
  2. жалоба (протест) признается обоснованной полностью или частично (одно из следующих решений:
  • отменить полностью или частично обжалованные (опротестованные) постановления;
  • отменить обжалованные (опротестованные) постановления и обязать судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы), принять новое решение в соответствии с законодательством;
  • отменить обжалованные (опротестованные) постановления и принять новое решение;
  • признать обжалованные (опротестованные) действия (бездействие) судебного исполнителя, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения незаконными и определить меры, которые должны быть приняты для устранения допущенных ими нарушений).

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) должностное лицо, рассмотревшее жалобу (протест), выносит постановление, которое не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, а также лицу, подавшему жалобу (протест), судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы).

ШАГ 6: случаи и порядок подачи жалобы на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя в суд

Порядок подачи жалобы (протеста) в суд предусмотрен ст. 132 Закона. Обозначим подсудность при подаче жалоб (протестов).

Жалоба, подаваемая в орган принудительного исполнения, государственной пошлиной не облагается. Жалоба, подаваемая в суд, облагается государственной пошлиной, размер которой составляет одну базовую величину (п. 2.3 приложения 14, п. 2 приложения 16 к НК).

ШАГ 7: обращаемся с жалобой в экономический суд

Порядок подачи жалобы (протеста) в экономический суд регламентируют нормы ХПК, в частности, ст. 2663 ХПК. Обратите внимание, что к жалобе (протесту) должны быть приложены документы, подтверждающие направление копии этой жалобы (протеста) и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются), руководителю органа принудительного исполнения, вынесшему постановление по результатам рассмотрения жалобы (протеста), поданной в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. Жалобы (протесты) рассматриваются не позднее 10 дней со дня поступления в суд, рассматривающий экономические дела. В случае признания жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения обоснованной суд, рассматривающий экономические дела, в резолютивной части решения определяет меры, которые должны быть приняты судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения для устранения допущенных ими нарушений.

ШАГ 8: подаем жалобу на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя в районный (городской) суд общей юрисдикции

Особенности рассмотрения жалоб (протестов) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, которые в соответствии с нормами ст. 132 Закона подлежат рассмотрению в районном (городском) суде, регулируют нормы § 9 ГПК. Отметим, что рассмотрение жалобы (протеста), поданной в районный (городской) суд, осуществляется в соответствии с нормами ст. 3605 ГПК не позднее 10 дней со дня поступления этой жалобы (протеста) в суд. В целом, анализируя нормы ХПК и ГПК, регулирующие институт обжалования постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, работника органа принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения, можно сделать вывод, что на сегодняшний день они идентичны.

Эвелина ДУБОВИК, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, управляющий партнер ООО «Юридическая компания «Соломон»

Источник: https://aqm.by/stati/economika-tryd-buh/obzhalovanie-postanovleniy-deystviy-bezdeystviya-sudebnogo-ispolnitelya/

Что понимается под бездействием судебного исполнителя

Жалоба на бездействие судебного исполнителя беларусь

Вопрос исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, имеет первостепенное значение, поскольку получение судебного постановления о взыскании задолженности с должника является лишь началом пути реального получения денежных средств.

Большинство экспертов рекомендуют взыскателям для «ускорения» работы судебного исполнителя обжаловать бездействие судебного исполнителя в порядке подчиненности руководителю органа принудительного исполнения, в связи с чем возникает вполне закономерный вопрос: а что же понимать под бездействием судебного исполнителя?

Действительно, положения гл. 12 Закона об исполнительном производстве закрепляют в качестве одного из предметов обжалования бездействие судебного исполнителя. Вместе с тем ни Закон об исполнительном производстве, ни Инструкция по исполнительному производству не содержат дефиниции «бездействие», что вызывает определенные трудности на практике.

В связи с отсутствием в законодательстве об исполнительном производстве дефиниции термина «бездействие» представляется интересной позиция постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.

2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в соответствии с которой бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Необходимо отметить, что вышеуказанный подход нашел свое отражение и в практике рассмотрения жалоб на бездействие судебного исполнителя руководителями органов принудительного исполнения Республики Беларусь.

Пример 1
Так, в адрес главного судебного исполнителя по г. Минску индивидуальным предпринимателем В. (взыскатель) была направлена жалоба на бездействие судебного исполнителя ОПИ УПУ ГУЮ Мингорисполкома Ж.

В качестве своих доводов взыскатель указал, что с момента возбуждения исполнительного производства прошло более полугода, судебным исполнителем не предприняты меры по обращению взыскания на денежные средства должника в порядке ст.

70 и 74 Закона об исполнительном производстве, не совершены действия, направленные на выявление дебиторской задолженности должника, не проверено имущественное положение должника по известным судебному исполнителю адресам.

Рассмотрев жалобу на бездействие судебного исполнителя ОПИ УПИ ГУЮ Мингорисполкома Ж., а также материалы сводного исполнительного производства, исполняющий обязанности главного судебного исполнителя по г. Минску вынес постановление об удовлетворении жалобы на бездействие судебного исполнителя на основании следующего.

В рамках исполнительных производств, возбужденных в отношении должника — ООО «Д», судебным исполнителем приостановлены операции по текущим (расчетным) счетам должника, установлено отсутствие автотранспортных средств, недвижимого имущества.

Из материалов исполнительных производств усматривается, что на прием к судебному исполнителю вызывались руководитель и учредитель должника, согласно пояснениям которого ООО «Д» финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет, имущество и дебиторскую задолженность не имеет.

Вместе с тем из материалов исполнительных производств, возбужденных в отношении ООО «Д», установлено бездействие судебного исполнителя ОПИ УПИ ГУЮ Мингорисполкома Ж. в период с мая по июнь 2017 г., в связи с чем жалоба была удовлетворена, судебного исполнителя обязали принять надлежащие меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов, в том числе:

— установить наличие (отсутствие) имущества, в том числе денежных средств, путем проверки имущественного положения по известным адресам должника, а при их наличии — обратить на них взыскание;

— истребовать от должностных лиц ООО «Д» сведения об имуществе должника и источниках получения доходов согласно форме, утвержденной постановлением Совмина N 892;

— принять иные меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов взыскателя (исполнительное производство N 70117000228 // Архив управления принудительного исполнения главного управления юстиции Минского городского исполнительного комитета за 2018 год)

Пример 2

В адрес главного судебного исполнителя по Витебской области индивидуальным предпринимателем Л. (взыскатель) была направлена жалоба на бездействие судебного исполнителя ОПИ УПИ ГУЮ Витебского облисполкома Г.

В качестве своих доводов взыскатель указал, что с момента возбуждения исполнительного производства прошло более двух лет, за данный период судебным исполнителем не принималось достаточных мер для полного погашения задолженности по исполнительному производству.

Судебным исполнителем был наложен арест лишь на транспортное средство должника «Шевроле-Нива», в отношении которого проводились торги. В последующем данное имущество было принято одним из взыскателей в счет погашения задолженности по исполнительному производству.

На момент подачи жалобы судебным исполнителем не наложен арест на иное имущество должника.

Рассмотрев жалобу на бездействие судебного исполнителя ОПИ УПИ ГУЮ Витебского облисполкома Г., а также материалы сводного исполнительного производства, главный судебный исполнитель по Витебской области вынес постановление об отказе в удовлетворении жалобы на бездействие судебного исполнителя на основании следующего.

В рамках исполнительных производств, возбужденных в отношении должника — ОАО «А», судебным исполнителем совершались и совершаются ряд исполнительных действий, в том числе: обращено взыскание на денежные средства должника; приостановлены расходные операции по текущим (расчетным) счетам должника; направлены предписания в регистрирующие органы о запрете совершения регистрационных действий в отношении имущества должника; наложен арест на имущество должника; осуществлялась реализация имущества должника.

В результате проведенных действий в марте — апреле 2017 г. на депозитный счет УПИ ГУЮ Витебского облисполкома поступило 59224 белорусских рублей, которые распределены между взыскателями в установленном порядке. Кроме того, в ходе работы с арестованным имуществом должника взыскателям, в том числе и индивидуальному предпринимателю Л.

, неоднократно направлялось предложение о принятии арестованного имущества в счет долга. Так, в адрес индивидуального предпринимателя Л.

направлялось предложение об оставлении за собой имущества, не реализованного с торгов, а именно автомобиля «Шевроле-Нива», стоимостью 6701,60 белорусских рублей, а также повторное предложение об оставлении за собой указанного имущества, не реализованного с повторных торгов, стоимостью 6366 белорусских рублей.

В результате мер, принятых судебным исполнителем, у взыскателя имелась возможность реализовать право, удовлетворив заявленные к должнику требования путем оставления за собой имущества, не реализованного с торгов.

Таким образом, доводы заявителя о бездействии судебного исполнителя были признаны необоснованными и несоответствующими материалам исполнительных производств (исполнительное производство N 2-6266/15 (10) // Архив управления принудительного исполнения главного управления юстиции Витебского областного исполнительного комитета за 2018 год).

Необходимо также указать, что в практике органов принудительного исполнения встречается категория взыскателей, полагающих, что судебный исполнитель «не уделяет должного внимания» исполнительному производству и «не принимает исчерпывающие меры, направленные на погашение задолженности».

Как правило, основными доводами, содержащимися в таких жалобах, являются длительный период неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также недостаточность предпринимаемых мер к погашению задолженности.

Вместе с тем практика органов принудительного исполнения свидетельствует о том, что недостаточность предпринимаемых мер к погашению задолженности, а также длительный период неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не свидетельствуют о бездействии судебного исполнителя.

Более того, аналогичную позицию поддержала и судебная коллегия по экономическим делам Верховного суда Республики Беларусь.

Так, на исполнении в ОПИ УПИ ГУЮ Гомельского облисполкома находятся исполнительные документы, возбужденные в отношении ОАО «Г», о взыскании денежных средств в пользу различных субъектов хозяйствования. Было возбуждено 32 исполнительных производства в пользу ОДО «Э», номер очередности первого из которых — 43.

Решением экономического суда Гомельской области от 23.11.2018 ОДО «Э» было отказано в удовлетворении жалобы на бездействие судебного исполнителя ОПИ УПУ ГУЮ Гомельского исполкома Б.

Источник: https://ilex.by/chto-ponimaetsya-pod-bezdejstviem-sudebnogo-ispolnitelya/

Администрация Московского района – Обжалование действий (бездействий) и постановлений (решений) судебного исполнителя

Жалоба на бездействие судебного исполнителя беларусь

Главой 12 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) предусмотрен порядок обжалования постановлений (решений), действий (бездействий) судебных исполнителей и иных должностных лиц органов принудительного исполнения.

Исходя из норм ст.

124 Закона постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением – в суд.

При подаче жалобы необходимо соблюдать порядок подчиненности, который закреплен в ст. 125 Закона.

Жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного отдела принудительного исполнения подаются главному судебному исполнителю соответствующего отдела принудительного исполнения (ОПИ).

Жалобы на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя районного ОПИ, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя управления принудительного исполнения главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета подаются главному судебному исполнителю по (городу Минску).

Жалобы на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя по области (городу Минску), связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь подаются Главному судебному исполнителю Республики Беларусь.

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия по ней решения.

При подаче жалобы следует соблюдать требования к ее форме и содержанию так, как несоблюдение названных условий влечет оставление жалобы без рассмотрения по существу.

Согласно ст. 126 Закона жалоба подается в письменной форме и необходимо указать следующее:

  • наименование органа принудительного исполнения, в который подается жалоба;
  • должность, фамилия и инициалы судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, его место жительства (место пребывания) либо наименование, место нахождения юридического лица, государственного органа, фамилия и инициалы прокурора, подающих жалобу;
  • фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, его место жительства (место пребывания) либо наименование, место нахождения юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, являющихся стороной исполнительного производства;
  • наименование документа (жалоба);
  • номер исполнительного производства, по которому подается жалоба, и дата его возбуждения;
  • наименование исполнительного документа, требования, содержащиеся в исполнительном документе;
  • наименование суда или иного уполномоченного органа (фамилия и инициалы уполномоченного лица), выдавших исполнительный документ;
  • сущность жалобы;
  • обстоятельства, на которых основана жалоба;
  • требования лица, подающего жалобу, со ссылкой на акты законодательства;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата подачи жалобы.

В жалобе могут быть указаны и другие сведения, необходимые для правильного ее рассмотрения.

Жалоба должна содержать:

  • личную подпись гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, подающего жалобу, или его представителя;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, либо лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать жалобу, и их личную подпись, заверенную печатью юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом;

К жалобе, подаваемой представителем гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, прилагаются доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

К жалобе должны быть приложены:

  • документ, подтверждающий направление копии этой жалобы и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются;
  • копии обжалуемых постановлений судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения.

Следует иметь в виду, что ст.

127 Закона установлен десятидневный срок для подачи жалобы на постановления действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения или со дня совершения этих действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении.

Законодательством также предусмотрены случаи восстановления пропущенного срока подачи жалобы.

Срок подачи жалобы может быть восстановлен при условии, что одновременно с этой жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы и руководитель органа принудительного исполнения, рассматривающий жалобу, признает причины пропуска срока уважительными.

При этом постановление руководителя органа принудительного исполнения об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы может быть обжаловано вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с его решением – в суд. Однако постановление Главного судебного исполнителя Республики Беларусь об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы может быть обжаловано непосредственно в суд.

Источник: http://mosk.minsk.gov.by/sluzhby-i-podrazdeleniya/prokuratura/6962-obzhalovanie-dejstvij-bezdejstvij-i-postanovlenij-reshenij-sudebnogo-ispolnitelya

Как обжаловать постановление или действия (бездействие) судебного исполнителя: алгоритм

Жалоба на бездействие судебного исполнителя беларусь

Нормативно-правовое регулирование:

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК);

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК);

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК);

Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 439-З).

Шаг 1. Определяем свое право обжаловать (опротестовать) постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя.

Жалобы вправе подавать (ст. 124 Закона № 439-З):

– стороны исполнительного производства;

– иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа;

– прокурор.

Шаг 2. Определяем орган, в который подается жалоба.

Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения подаются главному судебному исполнителю соответствующего отдела принудительного исполнения (ст. 125 Закона № 439-З).

Например, если обжалуются действия судебного исполнителя отдела принудительного исполнения Минского района, то жалобу следует подать на имя начальника отдела принудительного исполнения Минского района.

Если же обжалуется постановление начальника отдела принудительного исполнения Минского района либо действие судебного исполнителя отдела принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета, то жалобу (протест) следует подавать на имя начальника управления принудительного исполнения главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета.

Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя по области (г.

Минску), связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь подаются Главному судебному исполнителю Республики Беларусь.

Шаг 3. Составляем жалобу.

В жалобе (протесте) указываются сведения, закрепленные в ст. 126 Закона № 439-З.

Не забудьте к жалобе, подаваемой представителем, приложить доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

Шаг 4. Соблюдаем сроки для подачи жалобы.

Жалобы (протесты) на постановления судебного исполнителя, а также на постановления руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть поданы в течение 10 дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения (ст. 127 Закона № 439-З).

Важно! В силу ст.

128 Закона № 439-З пропущенный срок подачи жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, может быть восстановлен при условии, что одновременно с этой жалобой (протестом) подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) и руководитель органа принудительного исполнения, рассматривающий жалобу (протест), признает причины пропуска срока уважительными.

Шаг 5. Проверяем правильность вынесения постановления по результатам рассмотрения жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) руководитель органа принудительного исполнения принимает одно из следующих решений (ст. 131 Закона № 439-З):

– постановление, действия (бездействие) признаны законными и в удовлетворении жалобы (протеста) отказано;

– жалоба (протест) признана обоснованной полностью или частично.

Если жалоба (протест) признается обоснованной полностью или частично, то обжалованные постановления или действия отменяются в соответствующей части, но не только. Уполномоченный орган может признать их незаконными и определить меры, которые должны быть приняты для устранения допущенных нарушений.

Руководитель органа принудительного исполнения выносит соответствующее постановление, которое не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, а также лицу, подавшему жалобу (протест), судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы).

Эвелина Дубовик, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»

Источник: https://www.jurk.by/solutions/kak-obzhalovat-postanovlenie-ili-deistvi

Адвокат Орлов
Добавить комментарий