Законы подзаконные акты субъекта рф в системе источников тп

Закон и подзаконные акты как источники права

Законы подзаконные акты субъекта рф в системе источников тп

Нормативныйправовой акт– это правовой акт, принятый полномочнымна то органом и содержащий правовыенормы, т.е. предписания общего характераи постоянного действия, рассчитанныена многократное применение.

Нормативныеакты издаются органами, обладающиминормотворческой компетенцией, в строгоустановленной форме. Нормативный актявляется официальным документом,носителем юридически значимой информации.

Нормативныйакт занимает особое место в системеправовых актов. Его следует отличатьот актов применения и толкования права(подробнее в других главах учебника).

Поюридической силе все нормативные актыподразделяются на две большие группы:законыи подзаконные акты.

Видызаконов:

1)Конституция (закон законов) – основополагающийучредительный политико-правовой акт,закрепляющий конституционный строй,права и свободы человека и гражданина,определяющий форму правления игосударственного устройства, учреждающийфедеральные органы государственнойвласти;

2)федеральные конституционные законы -принимаются по вопросам, предусмотренными органически связанным с КонституциейРФ (например, федеральные конституционныезаконы об арбитражных судах, о военныхсудах, о Конституционном Суде РФ, осудебной системе, о референдуме, оПравительстве России и т.п.);

3)федеральные законы – это акты текущегозаконодательства, посвященные различнымсторонам социально-экономической,политической и духовной жизни общества(например, Гражданский кодекс РФ,Уголовный кодекс РФ, Семейный кодексРФ и пр.);

4)законы субъектов Федерации – издаютсяих представительными органами и действиеих распространяется только насоответствующую территорию (например,закон Саратовской области о муниципальнойслужбе в Саратовской области, о социальныхгарантиях и т.п.).

Видыподзаконных актов:

1)указы Президента РФ – высшие по юридическойсиле подзаконные нормативные акты;

2)постановления Правительства РФ – актыисполнительного органа государства,наделенного широкой компетенцией поуправлению общественными процессами;

3)приказы, инструкции, положения министерств,ведомств, государственных комитетоврегулируют, как правило, общественныеотношения, находящиеся в пределахкомпетенции данной исполнительнойструктуры;

4)решения и постановления местных органовгосударственной власти;

5)решения, распоряжения, постановленияместных органов государственногоуправления;

6)нормативные акты муниципальных органов;

7)локальные нормативные акты – этонормативные предписания, принятые науровне конкретного предприятия,учреждения и организации (например,правила внутреннего трудового распорядка).

Взависимости от особенностей правовогоположениясубъекта правотворчества все нормативныеактыподразделяются на:

нормативныеакты государственных органов;

нормативныеакты иных социальных структур(муниципальных органов, профсоюзов,акционерных обществ, товариществ ит.п.);

нормативныеакты совместного характера (государственныхорганов и иных социальных структур);

нормативныеакты, принятые на референдуме.

Взависимости от сферы действия нормативныеактыделят на:

общефедеральные;

нормативныеакты субъектов Российской Федерации;

нормативныеакты органов местного самоуправления;

локальныенормативные акты.

Взависимости от срока действия нормативныеактыклассифицируют на:

нормативныеакты неопределенно длительного действия;

временныенормативные акты.

Такимобразом, в зависимости от юридическойсилы все нормативные акты группируютсяв определенную систему, в которой каждыйиз актов занимает свое место и играетсвою роль.

Закон– это нормативный акт, принятый в особомпорядке органом законодательной властиили референдумом, выражающий волюнарода, обладающий высшей юридическойсилой и регулирующий наиболее важныеобщественные отношения.

Признакизакона:

1)принимается только органом законодательнойвласти или референдумом;

2)порядок его подготовки и изданияопределяется Конституцией России иРегламентами палат Федерального СобранияРФ;

3)в идеале закон должен выражать волю иинтересы народа;

4)обладает высшей юридической силой, ивсе подзаконные акты должны соответствоватьему и ни в чем не противоречить;

5)регулирует наиболее важные, ключевыеобщественные отношения.

Именноданные признаки и выделяют закон всистеме иных нормативных актов и придаютему качество верховенства. Изменитьили отменить закон вправе только тоторган, который его принял, причем встрого оговоренном порядке.

Классификациязаконовможет проводиться по различным основаниям:

поих юридической силе (Конституция РФ,федеральный конституционный закон,федеральный закон, закон субъектовФедерации);

посубъектам законотворчества (принятыев результате референдума или законодательныморганом);

попредмету правового регулирования(конституционные, административные,гражданские, уголовные и т.п.);

посроку действия (постоянные законы ивременные);

похарактеру (текущие и чрезвычайные);

посферам действия (общефедеральные ирегиональные);

посодержанию (экономические, бюджетные,социальные, политические и т.п.);

постепени систематизации (обычные икодификационные, другими словами,органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);

позначимости содержащихся в них норм(конституционные и обыкновенные);

пообъему регулирования (общие и специальные)и т.д.

Подзаконныеакты– это изданные на основе и во исполнениезаконов акты, содержащие юридическиенормы.

Подзаконныеактыобладают меньшей юридической силой,чем законы, базируются на них. Несмотряна то что в нормативном правовомрегулировании общественных отношенийглавное и определяющее место занимаетзакон, подзаконные акты имеют тожеважнейшее значение в жизни любогообщества, играя вспомогательную идетализирующую роль.

Выделяютследующие видыподзаконныхактов, расположенные по иерархии.

1.Указы Президента РФ. Обязательны дляисполнения на всей территории РоссийскойФедерации, не должны противоречитьКонституции РФ и федеральным законам,подготавливаются в пределах президентскихполномочий, предусмотренных конституционными(ст.

8 – 90 Конституции РФ) и законодательныминормами. Президент, будучи главойгосударства, принимает акты, которыезанимают следующее после законов место.Важная роль отводится указам.

Благодаряим глава государства реализует полномочияи элементы своего правового статуса.

Всовременный период сфера правовогорегулирования, охватываемая указами,весьма широка. Нормативные указы издаютсяобычно в случае пробелов в праве.Отдельные, очень малочисленные указы(например, о введении военного,чрезвычайного положения) подлежатутверждению Советом Федерации ФедеральногоСобрания РФ.

Акты Президента публикуютсяв официальных изданиях. Конституционностьактов главы государства может бытьпроверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФФедеральному Собранию представляютсобой официальный документ большойполитической значимости, но не содержатнорм права и поэтому не носят нормативногохарактера.

2.Постановления Правительства РФ.Обязательны к исполнению в РоссийскойФедерации. Особенностью актов Правительстваявляется то, что они могут быть принятына основании и часто во исполнениезаконов РФ, а также указов ПрезидентаРФ. Постановления Правительства РФподписываются Председателем ПравительстваРФ и подлежат официальному опубликованиюне позднее 15 дней со дня их принятия.

3.Приказы, инструкции, уставы, положенияминистерств, ведомств, государственныхкомитетов. Эти акты, принимаемые наоснове и в соответствии с законами РФ,указами Президента РФ, постановлениямиПравительства РФ, регулируют общественныеотношения, находящиеся, как правило, впределах компетенции данной исполнительнойструктуры.

Однако есть среди них и такие,которые имеют общее значение, выходятза рамки конкретного министерства иведомства, распространяются на широкийкруг субъектов.

Например, акты Министерствафинансов, Министерства внутренних дел,Центрального банка, Министерства РФ поналогам и сборам, Государственноготаможенного комитета, Федеральногогорного и промышленного надзора,Федеральной службы безопасности и т.п.

4.Решения и постановления местных органовгосударственной власти (например,областных представительных, законодательныхструктур – Саратовской областной Думы,Астраханского областного ПредставительногоСобрания).

5.Решения, распоряжения, постановленияместных органов государственногоуправления (например, областных главадминистраций, губернаторов и пр.).

6.Нормативные акты муниципальных(негосударственных) органов. Эти актыпринимаются в пределах компетенцииназванных структур и действуют натерритории соответствующих городов,районов, сел, поселков, микрорайонов ит.п.

7.Локальные нормативные акты. Этонормативные предписания, принятые науровне конкретного предприятия,учреждения и организации и регулирующиеих внутреннюю жизнь (например, правилавнутреннего трудового распорядка).

Следовательно,законы и подзаконные акты представляютсобой две большие группы нормативныхактов, в свою очередь подразделяющиесяна соответствующие виды.

Источник: https://studfile.net/preview/6210654/page:20/

Трудовое право

Законы подзаконные акты субъекта рф в системе источников тп

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу чего субъекты Российской Федерации вправе осуществлять в пределах имеющихся у них полномочий собственное регулирование отношений, входящих в предмет трудового права.

Разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области регламентации отношений по труду проводится не только на основании ст. 6 ТК РФ, но и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 20 июня 2003 года.

В соответствии с Законом от 20 июня 2003 года субъекты Российской Федерации при отсутствии федерального закона вправе осуществлять собственное регулирование, в том числе и по вопросам, отнесенным ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти.

Однако после появления федерального нормативного правового акта субъекты Российской Федерации обязаны привести свое законодательство в соответствие с ним. Применительно к трудовым отношениям сказанное означает, что в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации не допускается умалять трудовые права и свободы, гарантированные на федеральном уровне.

К числу нормативных правовых актов федерального уровня следует отнести и законодательство Союза ССР, действующее на территории Российской Федерации, в части, не противоречащей российскому законодательству.

Законодательство бывшего Союза ССР в основном носит отраслевой характер.

На территории Российской Федерации и после принятия ТК РФ продолжает действовать более 37 тысяч нормативных правовых актов бывшего Союза ССР, направленных на регулирование трудовых отношений.

Значительная часть этих актов имеет непосредственное отношение к труду работников нефтяной и газовой промышленности. В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации не должны появляться нормы, ограничивающие трудовые права работников по сравнению с действующим законодательством бывшего Союза ССР.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование трудовых отношений с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работника по сравнению с законодательством федерального уровня.

То есть государственные органы субъектов Российской Федерации вправе предусматривать в законодательстве предоставление работникам дополнительных льгот по сравнению с федеральными нормативными правовыми актами. При этом субъекты Российской Федерации не должны повышать нагрузку на федеральный бюджет.

Таким образом, направлением правового регулирования трудовых отношений субъектами Российской Федерации является издание нормативов, улучшающих положение работников по сравнению с федеральным законодательством, не требующих дополнительного финансирования из федерального бюджета. Лишение субъектов Российской Федерации права действовать в этом направлении лишает смысла протекающий на их территории законотворческий процесс.

В связи с изложенным вызывает удивление определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 октября 1998 года. Данным определением отменено решение Орджоникидзевского районного суда г.

Уфы от 16 сентября 1997 года об удовлетворении иска Султановой к ОАО “Элеваторспецстрой” о взыскании единовременного пособия в связи с гибелью мужа при исполнении трудовых обязанностей (Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999 г.

, № 35, с. 7–8).

Фабула дела в нем изложена следующим образом. Муж истицы погиб на производстве при исполнении трудовых обязанностей. На основании ст. 38 Закона Республики Башкортостан “Об охране труда в Республике Башкортостан” истица обратилась в суд с иском о взыскании с ответчика единовременного пособия в размере средней заработной платы погибшего за 10 лет, то есть за 120 месяцев.

В данном случае в Законе субъекта Российской Федерации предусмотрена выплата единовременного пособия в большем размере, чем в федеральном законодательстве. В федеральном законодательстве размер этого пособия установлен применительно к минимальной заработной плате за пять лет, то есть 60 месяцев.

Очевидно, что положение членов семьи погибшего работника в Законе Республики Башкортостан улучшается в сравнении с федеральном законодательством. Причем возникают отношения по возмещению вреда, причиненного жизни работника в процессе трудовой деятельности. В соответствии со ст. 1 ТК РФ отношения по материальной ответственности входят в предмет трудового права.

В связи с изложенным районный суд на основании ст. 38 Закона “Об охране труда в Республике Башкортостан” вынес решение о взыскании с ответчика в пользу истицы среднего заработка погибшего за 10 лет.

При отмене данного решения Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ сделала ссылку на то, что ст. 38 Закона Республики Башкортостан фактически регулируются гражданские отношения. В ст.

71 Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации.

По этой причине коллегия сочла возможным вынести новое решение на основании норм федерального законодательства, исключив из правоприменительной деятельности Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий более льготные условия возмещения материального ущерба в связи с гибелью работника.

Страницы: 1 2

Источник: https://isfic.info/trudpr/trupra25.htm

Основной источник трудового права рф

Законы подзаконные акты субъекта рф в системе источников тп

Поэтому вторым важным источником трудового права России являются международные договоры (конвенции).

В сфере трудовых отношений первостепенное значение имеют международно-правовые нормы, содержащиеся в многочисленных конвенциях Международной организации труда (МОТ) (хотя Россия ратифицировала не все заключенные под эгидой этой организации конвенции).

Следующим по юридической силе источником трудового права являются федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Среди них главным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Он вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и состоит из шести частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ.

Основным источником трудового права является Конституция Российской Федерации, так как:

  • ее нормы обладают верховенством над любыми другими источниками отечественного законодательства и имеют силу прямого действия;
  • в ней содержатся основополагающие принципы трудового права, на основании которых происходит создание, изменение и развитие всего комплекса норм трудового законодательства.

Отраслевое трудовое законодательство формируется из федеральных законов, среди которых актом большей юридической силы обладает Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, призванные регулировать отдельные вопросы трудовых правоотношений и непосредственно связанных с ними правоотношений.

Указы Президента Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений различают на персонифицированные и нормативные.

Основной источник трудового права в россии

  • Ряд конвенций, декретов и рекомендаций, которые посвящены охране труда, правам на профсоюзы и коллективные переговоры.

Федеральные источники трудового права:

  1. Конституция РФ.
  2. Трудовой кодекс как кодифицированный правовой акт.
  3. Закон «О занятости населения РФ», устанавливающий право на защиту от безработицы.
  4. ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии регулятивного характера в социальных и трудовых отношениях», который предусматривает систему формирования специального органа, регулирующего проекты нормативно-правовых актов, согласование позиций сторон и др.
  5. ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях труда», регулирующий создание, деятельность и ликвидацию профсоюзов.
  6. Федеральный закон, регулирующий обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.

Трудовой кодекс рф как основной источник трудового права

Кроме того, коллективные соглашения могут заключаться на уровне отрасли экономики — отраслевые соглашения.

Локальные акты.Такие акты принимаются работодателем в пределах своей компетенции и распространяют свое действие в пределах конкретной организации.

Путем издания обязательных для исполнения всеми работниками данной организации нормативных актов работодатель реализует функций по управлению трудом и организации трудового процесса.

Так, например, в организации могут приниматься следующие локальные акты: Правила внутреннего трудового распорядка орга­низации, Положение о премировании, Положение об аттестации работников и т.п.

РФ»;

? Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях»;

? Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ»;

? подзаконные акты федерального уровня: указы, постановления, инструкции, регулирующие трудовые отношения в РФ;

? акты субъектов федерации в этой сфере;

? локальные нормативные акты, принимаемые на предприятиях и в организациях;

? трудовые договоры, как индивидуальные, так и коллективные.

Цели трудового законодательства РФ:

? установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

? создание благоприятных условий труда;

? защита прав и интересов работников и работодателей.

Нормы трудового права обязательны для применения всеми юридическими и физическими лицами, выступающими в качестве работодателей, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Основной источник трудового права рф состоит из

Прежде всего, Конституция РФ содержит нормы, закрепляющие основные права участников трудовых отноше­ний. Так, в ст. 37 закрепляются:

1) принцип свободы труда и запрет принудительного труда;

2) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

3) право на справедливое вознаграждение за труд, а также на защиту от безработицы;

4) право на индивидуальные и коллективные трудовые спо­ры, включая право на забастовку;

5) право на отдых, которое включает гарантии продолжитель­ности рабочего времени, установленной законом, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Кроме того, многие социально-трудовые права граждан производны от иных конституционно закрепленных прав.
На­пример, ст. 30 Конституции РФ закрепляет право каждого на объединение.

Основной источник трудового права рф реферат

Источниками трудового права являются нормативные акты самого различного уровня, содержащие в себе правовые нормы.

https://www.youtube.com/watch?v=C1FYFWw7oa4

Главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основные трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их реализации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет право каждого гражданина на свободу труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы.

Локальные акты принимаются работодателем, однако в некоторых случаях закон требует учитывать мнение выборного профсоюзного органа при принятии таких актов.

Так, напри­мер, по прямому указанию ТК РФ с учетом мнения профсоюза должны приниматься Правила внутреннего трудового распо­рядка (ст. 190), локальные акты, устанавливающие различного рода премии и стимулирующие выплаты (ст. 144), график от­пусков (ст. 123) и т.п.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ локальные акты, принятые без учета мнения представительного органа работников, являются недействительными.

Порядок учета мнения профсоюза при принятии локального акта предусмот­рен ст. 372 ТК РФ.

Основной источник трудового права рф тест

На­пример, Хартия социальных прав и гарантий граждан неза­висимых государств, которая утверждена Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ 29 октября 1994 г.

Кроме того, социально-трудовые отношения (в числе прочих) являются предметом двусторонних соглашений Россий­ской Федерации. В таких соглашениях могут решаться вопросы взаимного признания образования стажа и т.п. В качестве примера можно привести заключенный 8 декабря 1999 г.
в Москве Договор о создании Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Федеральные законы.Основным федеральным законом в трудовом праве является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с послед, изм.).

Основной источник трудового права рф это

Если же впоследствии принимается федеральный нормативно-правовой акт по этим вопросам, то соответствующий акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Нужно сказать, что довольно большое количество законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ в свое время было принято по вопросам социального партнерства. В част­ности, такие законы были приняты в Москве, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Саратовской и иных областях.

Акты органов местного самоуправления.Нормативно-правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления, должны соответствовать федеральному законодательству, федеральным подзаконным актам и нормативно-правовым актам субъектов РФ.

Основной главный источник трудового права в рф это

В случае противоречий между этим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс Российской Федерации. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в данный Кодекс.

Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствующее место принадлежит указам Президента Российской Федерации, регулирующим общественные отношения в сфере труда. Также к подзаконным актам как источникам трудового права относятся и постановления Правительства Российской Федерации.

Источники трудового права рф

вертикальную т горизонтальную структуры. Вертикальная структура обуслов-1 лена иерархической соподчиненностью источников трудового| права в зависимости от своей юридической силы:

1) Конституция РФ;

2) международные договоры (например, конвенции МОТ);

3) федеральные законы;

4) указы Президента РФ;

5) постановления Правительства РФ;

6) нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты);

7) законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;

8) нормативно-правовые акты органов местного самоуправ­ления;

9) коллективные договоры и соглашения;

10) локальные нормативные акты.

Горизонтальная структура системы источников трудового права обусловлена принципом единства и дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отно­шений.

Источники трудового права рф кратко

Общим является требование о необходимости соблюдения федерального законодательства при создании нормативно-правовых актов субъектов.

Законотворческий процесс субъектов Российской Федерации позволяет уточнить и конкретизировать отношение власти к вопросам трудоустройства и занятости в регионах, в зависимости от демографического состояния в регионе вводить дополнительные льготы или санкции для участников трудовых отношений с целью стимулирования рынка рабочей силы и увеличения занятости населения, устанавливать льготы и компенсации для слабо защищенных слоев трудоспособного населения и т. п.

В актах органов местного самоуправления также могут содержаться нормы, призванные регулировать трудовые правоотношения на территории муниципального образования.

Источники трудового права рф презентация

Указанный Закон введен в действие со 2 октября 2006 г., а некоторые измененные статьи ТК — с 6 октября 2006 г.Закон от 30 июня 2006 г.:

♦ внес изменения в 348 статей Трудового кодекса (из 424), в том числе 56 статей даны в новой редакции. Введено 13 новых статей, тем самым объем Кодекса увеличился;

♦ согласно Закону признаны не действующими на территории Рос­сии некоторые нормативно-правовые акты СССР (по перечню);

♦ признан утратившим силу ряд нормативных актов Российской Федерации (по перечню).

Источниками трудового права являются и другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права: законы РФ, указы Прези­дента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты,а также акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Закон от 30 июня 2006 г.

Источники трудового права рф схема

Важно

Российской Федерации упраздняется, а его функции по принятию нормативных правовых актов передаются Федеральной службе по труду и занятости при Министерстве здравоохране­ния и социального развития РФ. Вместе с тем акты, принятые Минтруда РФ, сохраняют свою юридическую силу. Более того, по сегодняшний день действуют некоторые акты Госкомтруда СССР.

Например, постановление Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. № 24 «Об утверждении Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на горных работах по разведке и добыче урановой, бериллиевой и ториевой руд в атомной энергетике и промышленности».

Кроме того, акты, содержащие нормы трудового права, могут утверждаться и иными федеральными органами в пределах их компетенции.

Источник: https://vbf-nn.ru/osnovnoj-istochnik-trudovogo-prava-rf

Нормативные правовые акты в трудовом праве

Законы подзаконные акты субъекта рф в системе источников тп

Федин В.В.,
канд. юрид. наук, заместитель директора Института правоведения Московской государственной юридической академии, старший преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА

Обратите внимание!Нормативные правовые акты не исчерпывают себя фактом применения, т. е. могут применяться бесконечное число раз

Нормативным правовым актам, в т. ч. в сфере трудового права, присущи следующие особенности:
1) они имеют государственно-властный характер. Именно государство наделяет соответствующие органы, должностных лиц полномочиями по подготовке и принятию нормативных правовых актов, т. е. нормо-творческой компетенцией.

Государство также обеспечивает реализацию принятых нормативных правовых актов;
2) принимаются далеко не всеми, а лишь строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством;
3) принимаются с соблюдением соответствующих процедуры и требований к форме и содержанию и в силу этого представляют собой акты-документы;
4) всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах правовых норм как раз придает им нормативный, общеобязательный характер;
5) имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия, т. е. распространяют свое действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Источники трудового права – это нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права,регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Нормативные правовые акты как источники трудового права необходимо отличать от актов применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (индивидуальных актов).

Например, правоприменительными актами являются: решение районного суда о восстановлении работника на работе и оплате времени вынужденного прогула; трудовой договор.

По общему правилу, правоприменительные (индивидуальные) акты имеют разовое применение, адресованы конкретным (строго определенным) лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от правоприменительных (индивидуальных) актов, нормативные правовые акты общеобязательны и отличаются неконкретностью адресата.

Иными словами, они обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех без исключения субъектов, на которых они распространяются.

Особое внимание следует обратить на то, что нормативные правовые акты не исчерпывают себя фактом применения, т. е. они могут применяться бесконечное количество раз.

классификация нормативных правовых актов по юридической силе

В России в настоящее время действует множество нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Чтобы правильно и единообразно применять нормы трудового права, кадровику необходимо уметь дифференцировать на отдельные категории все существующие нормативные правовые акты в трудовом праве.

Во-первых, нормативные правовые акты можно группировать по их юридической силе. Данное деление с практической точки зрения является наиболее важным, поскольку позволяет верно избирать необходимый для применения нормативный правовой акт. Так, в зависимости от указанного критерия выделяются законы и подзаконные акты, содержащие нормы трудового права.

В нашей стране законы принимаются парламентами (федеральным и субъектов РФ), а также путем референдума.

Различаются следующие разновидности законов:
1) основные (Конституция РФ и конституции республик в составе РФ);
2) федеральные конституционные; например, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г.

№ 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении”;
3) федеральные; например, Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ “Об объединениях работодателей”;
4) законы, принимаемые органами законодательной власти субъектов РФ; например, Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 44 “О социальном партнерстве”.

Законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, могут быть кодифицированными (Трудовой кодекс РФ) и текущими, относящимися к отдельным вопросам трудового права. Например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ “О профессиональных союзах‚ их правах и гарантиях деятельности” относится к конкретному вопросу трудового права.

Подзаконные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются на основе и во исполнение законов. Они имеют форму указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов, распоряжений, инструкций органов исполнительной власти, решений органов местного самоуправления, локальных нормативных актов.

классификация по другим признакам

Во-вторых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, подразделяются по сфере их действия на следующие разновидности:
1) общефедеральные, например постановление Правительства РФ от 11.04.03 № 213 “Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы”;
2)

Источник: https://kadrovik.org/normativnye-pravovye-akty-v-trudovom-prave

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права | ГАРАНТ

Законы подзаконные акты субъекта рф в системе источников тп

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

1. Комментируемая статья с достаточной полнотой охватывает источники трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, которое включает ТК, иные федеральные законы, законы субъектов РФ.

Таким образом, Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ.

Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде.

В соответствии с этим к источникам трудового права относится Федеральный закон “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”, который, не являясь в целом законом о труде, содержит нормы, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта (ст. 25 и 26).

В новой редакции ст.

 5 понятие трудового законодательства соответствует отсылочным статьям ТК, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала ТК и всех иных нормативных правовых актов о труде.

Так, во многих случаях эти отношения регулируются законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ.

Данная статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

Помимо Конституции РФ содержание норм трудового законодательства определяется федеральными конституционными законами. Это в первую очередь Федеральный конституционный закон “О чрезвычайном положении”.

В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан.

Так, этот Закон предусматривает – на период действия чрезвычайного положения – возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

3. В системе федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ*(17).

Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями.

Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать ТК.

Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Комментируемая статья впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет ТК. В ней указано, что в случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК.

4. Указы Президента РФ также относятся к источникам трудового права. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ.

Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников.

Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см.

, например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110*(18)).

5. На следующей ступени в системе иерархии нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, стоят постановления Правительства РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации.

Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных ТК. Так, ст.

 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г.

N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы*(19). Постановления Правительства РФ не должны противоречить не только федеральным законам, но и указам Президента РФ.

6. Трудовые отношения регулируются и подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России, которому переданы функции бывшего Минтруда России.

Постановления, принимаемые этим Министерством, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями.

С помощью постановлений Минздравсоцразвития России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ.

Минздравсоцразвития России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти такие постановления издавались Минтрудом России.

Подзаконные нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Источник: http://base.garant.ru/55096654/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Тема: Источники трудового права

Законы подзаконные акты субъекта рф в системе источников тп

Тема 1.2. Источники трудового права

1. Понятие источников трудового права

2. Классификация источников трудового права

3. Общая характеристика важнейших источников трудового права России

1.Понятие источников трудового права

Целями трудового законодательства яв­ляются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, со­здание им благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и рабо­тодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются со­здание необходимых правовых условий для достижения оптимально­го согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов го­сударства, а также правовое регулирование трудовых и иных непо­средственно связанных с ними отношений.

Источники трудового праванормативные правовые акты, регу­лирующие трудовые отношения и устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений.

Трудовое право России представлено совокупностью мно­гочисленных исторических норм. Внешне эти нормы облека­ются в определенную форму (закон, указ, постановления и т.д.). Такие формы (способы) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначаются термином «источники права»( Смолярчук В.И. Источники советского трудового права. М.: Юрид. лит. 1978. С. 21.).

Источники трудового права составляют определенную сис­тему, которая включает в себя разнообразные по своему харак­теру, юридической силе и сфере действия.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними от­ношений в соответствии с Конституцией Российской Федера­ции, федеральными конституционными законами осуществля­ется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

настоящим кодексом;

иными федеральными законами;

Указом Президента Российской Федерации;

Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнитель­ной власти;

конституциями (уставами), законами и иными норматив­ными правовыми актами субъектов РФ;

актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими норму трудового права.

Итак, системаисточников трудового права — это последо­вательное расположение во взаимосвязи всех актов трудового законодательства по их назначению, субординации, подчинен­ности.

2.Классификация источников трудового права

Источники трудового права классифицируются:

1. по юридической силе – (по мере ее убывания – сверху вниз) (ст. 5 ТК РФ):

1)законы

  • Трудовой кодекс РФ;

  • Конституционные федеральные законы;

  • Федеральные законы(иные)

2)подзаконные акты

  • указы Президента РФ, имеющие нормативный характер;

  • постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (например, межведом­ственные правовые акты Министерства труда и социального разви­тия РФ, других министерств и ведомств;

  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (например, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России);

  • акты органов местного самоуправления;

  • локальные норматив­ные акты, содержащие нормы трудового права.

2) по институтам трудового права;

3) по органам, принявшим нормативный акт

акты органов представительной власти (законы и постановления);

акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.).

4.По способу принятия нормативные акты в сфере труда подразде­ляются:

а) на нормативные правовые акты, принимаемые государственны­ми органами и органами местного самоуправления, и локальные нор­мативные акты, принимаемые работодателем, в пределах их компе­тенции (ст. 6, 7 и 8 ТК РФ);

б) локальные (местные) нормативные акты, заключаемые в дого­ворном порядке, – коллективные договоры и соглашения (ст. 9 ТК РФ).

Трудовые договоры не содержат норм для неограниченного числа работников, поэтому к числу нормативных актов они не относятся.

5. по форме – законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, поло­жения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения и др.;

6. по сфере действия– общефедеральные (Трудовой кодекс РФ), республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности), муниципальные (местные) и локальные (в пределах данного производства);

7. по степени обобщенности – кодифицированные, комплексные и текущие.

Трудовое законодательствосовокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые право­отношения.

3. Общая характеристика важнейших источников трудового права России

1. Конституция РФ

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Консти­туция Российской Федерации.

Конституция РФ 1993 г. закрепила ряд новых положе­ний принципиального характера, которые имеют непосред­ственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности.

Конституция закрепила:

  • Права и свободы человека и граждани­на являются непосредственно действующими.

  • Права определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного само­управления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

  • Обще­признанные права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой систе­мы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15).

  • Законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на воз­награждение за труд без какой бы то ни было дискримина­ции и не ниже установленного федеральным законом мини­мального размера оплаты труда, а также права на защиту от безработицы.

  • Признала право работников на индивиду­альные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разреше­ния, включая право на забастовку.

  • Каждому предоставляет­ся право на отдых.

  • Работающему по трудовому договору га­рантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодных отпуск (ст. 37).

2. Конституционные федеральные законы

3. Федеральные законы

4.Законы субъектов Российской Федерации

Таким образом, законы как источники трудового права Рос­сии по органам их принятия и юридической силе можно клас­сифицировать на следующие три группы:

1) федеральные кон­ституционные законы;

2) федеральные законы;

3) законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).

Среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г. Он закрепляет принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время до­статочно подробно решает вопросы, возникающие между ра­ботниками и работодателями.

Трудовой кодекс РФ имеет при­оритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все они должны соответствовать тру­довому кодексу РФ, что обеспечивает единство законов, регу­лирующих трудовые и непосредственно связанные с ними от­ношения, а также играет важную роль в устранении законода­тельных противоречий.

В случае противоречий между Трудо­вым кодексом РФ и иными федеральными законами, содержа­щими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК РФ.

Такой закон при­меняется, если соответствующие изменения и дополнения вне­сены в Трудовой кодекс РФ (ст. 5 ТК РФ).

Наряду с ТК РФ, являющимся кодифицированным актом общего значения, среди источников Трудового права получи­ли распространение кодифицированные нормативные акты (федеральные законы), относящиеся к комплексному право­вому регулированию в рамках отдельных институтов этой от­расли. К их числу логично отнести ФЗ РФ «Об основах госу­дарственной службы РФ» от 31 июля 1995 г., ФЗ РФ «Об ос­новах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999г. и др.

Подзаконные источники трудового права

Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента РФ. Они обязательны для ис­полнения на всей территории России и не должны противоре­чить Конституции РФ и федеральным законам. Указы Прези­дента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулиро­вания трудовых отношений. В последующем эти вопросы дол­жны быть урегулированы законом.

Например, Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности», в ко­тором подчеркивается, что новый размер пособия по времен­ной нетрудоспособности устанавливается в целях упорядоче­ния условий обеспечения работающих граждан пособиями по временной нетрудоспособности и впредь до принятия соответ­ствующего федерального закона.

Постановления Правительства РФ как источники трудово­го права издаются во исполнение Конституции РФ, федераль­ных законов, нормативных указов Президента РФ. Они пред­ставляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие под­законный характер. В юридической иерархии источников права постановления правительства стоят вслед за законами РФ и указами президента нормативного значения.

В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых единолично, постановления правительства — акты коллегиального органа, поскольку правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федераль­ных министров. Процедура коллективного принятия постановлений правительства, как и порядок его деятельности вообще определяется конституционным законом.

Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации относят­ся к специфической разновидности источников трудового пра­ва, поскольку исходят от компетентного органа государствен­ного управления, наделенного полномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о труде и соответству­ющих указов Президента и постановлений Правительства РФ.

Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации

Наряду с рассмотренными выше федеральными нормативными актами органов государственной власти и государствен­ного управления к числу источников трудового права относят­ся и акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации.

Указанные акты имеют ограниченную сферу дей­ствия (рамками региона субъекта РФ) и не должны противоре­чить соответствующим федеральным нормативным актам.

Их действие базируется на конституциях республик и уставах дру­гих субъектов Российской Федерации, которые имеют высшую юридическую силу на их территории.

Акты органов местного самоуправления

В системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления нор­мативные о труде.

Акты органов местного самоуправления оп­ределяют режим организаций, находящихся на территории со­ответствующего органа местного самоуправления, или регули­руют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей инвалидов и др.

Характер и объем деятельности местного самоуправления в обобщенном виде определены ст. 130 Конституции РФ, ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, а также в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.

Локальные нормативно-правовые акты.

Эта разновидность источников трудового права связана, как правило, с социаль­но-партнерской нормотворческой деятельностью, осуществля­емой непосредственно в организациях между работодателем (администрацией предприятия, предпринимателем) и наемны­ми работниками.

Соглашения о труде

Соглашения о труде — новый источник трудового права, появившийся в последние годы. В отличие от других источни­ков, исходящих от государственных органов, соглашения о труде являются актами социального партнерства. Законодательной основой для соглашений о труде являются Закон РФ «О кол­лективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. в ред. от 24 ноября 1995 г.

и ст. 23—51 Трудового кодекса РФ. Согла­шения — правовые акты, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, связанных с ними экономических отношений, заключаемые между полно­мочными представителями работников и работодателей на фе­деральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и тер­риториальном уровнях в пределах их компетенции.

соглашений определяется сторонами, что по­зволяет в равной мере учитывать интересы друг друга.

Акты высших судебных органов

Акты высших судебных органов — Конституционного РФ и Верховного Суда РФ не могут быть отнесены к Источникам трудового права, так как их деятельность не является правотворческой. Они лишь толкуют нормативные акты с точки зрения их конституционности и дают руководящие указания судам о применении действующего законодатель­ства о труде.

Если же Конституционный Суд РФ или Верховный Суд РФ придут к выводу о несовершенстве законодательства, они в порядке законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) могут обратиться в Государственную Думу о его изменении и дополнении. Поэтому так важно понять соотношение между законодательством о труде и судебной практикой.

Источник: https://infourok.ru/tema-istochniki-trudovogo-prava-2419637.html

Адвокат Орлов
Добавить комментарий