Свобода выбора получения образования

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Свобода выбора получения образования

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2.

Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”).

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее – законодательство об образовании).

2.

Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4.

Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5.

В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова,
Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра “Сколково” и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

9.

На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, а также на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 870. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/6-65444.html

Вопрос 5. Принципы образовательного права

Свобода выбора получения образования

Образовательноеправо в полной мере обладает и такимпризнаком отрасли права, как комплекспринципов, общих положений, действующихв пределах отрасли образовательногоправа.

Втеории права под правовым принципомпонимается общее положение, высказывание,которое имеет обязательное значение иподлежит применению при регулированииконкретных отношений как в процессеправотворчества, так и на стадииреализации норм права (См. подробнееВ.М. Сырых. 79. С.63-70). Это, например, принципы:законности, равноправия, гуманизма,верховенства закона, приоритета и охраныправ и свобод личности.

Принципыотрасли права выступают основанием длявсех норм права отрасли и непосредственновлияют на их содержание. Каждая нормаправа может осуществлять нормативно-правовоерегулирование общественных отношенийв строгом соответствии с принципамиотрасли права, с учетом их требованийотносительно правового статуса субъектовправоотношений, совокупности их прави обязанностей, а также системы санкций.

Принципыобразовательного права остаютсянеизвестными действующему законодательству.Вместо них в ст. 3 Закона РФ “Об образовании”закреплены принципы государственнойполитики. В статье говорится:

Статья3. Основные принципы государственнойполитики и правового регулированияотношений в сфере образования

1.Государственная политика и правовоерегулирование отношений в сфереобразования основываются на следующихпринципах:

1)признание приоритетности образования;

2)обеспечение права каждого человека наобразование, недопустимость дискриминациив сфере образования;

3)гуманистический характер образования,приоритет жизни и здоровья человека,прав и свобод личности, свободногоразвития личности, воспитаниевзаимоуважения, трудолюбия,гражданственности, патриотизма,ответственности, правовой культуры,бережного отношения к природе и окружающейсреде, рационального природопользования;

4)единство образовательного пространствана территории Российской Федерации,защита и развитие этнокультурныхособенностей и традиций народовРоссийской Федерации в условияхмногонационального государства;

5)создание благоприятных условий дляинтеграции системы образования РоссийскойФедерации с системами образованиядругих государств на равноправной ивзаимовыгодной основе;

6)светский характер образования вгосударственных, муниципальныхорганизациях, осуществляющихобразовательную деятельность;

7)свобода выбора получения образованиясогласно склонностям и потребностямчеловека, создание условий длясамореализации каждого человека,свободное развитие его способностей,включая предоставление права выбораформ получения образования, формобучения, организации, осуществляющейобразовательную деятельность,направленности образования в пределах,предоставленных системой образования,а также предоставление педагогическимработникам свободы в выборе формобучения, методов обучения и воспитания;

8)обеспечение права на образование втечение всей жизни в соответствии спотребностями личности, адаптивностьсистемы образования к уровню подготовки,особенностям развития, способностям иинтересам человека;

9)автономия образовательных организаций,академические права и свободыпедагогических работников и обучающихся,предусмотренные настоящим Федеральнымзаконом, информационная открытость ипубличная отчетность образовательныхорганизаций;

10)демократический характер управленияобразованием, обеспечение правпедагогических работников, обучающихся,родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся научастие в управлении образовательнымиорганизациями;

11)недопустимость ограничения или устраненияконкуренции в сфере образования;

12)сочетание государственного и договорногорегулирования отношений в сфереобразования.

2.

Правительство Российской Федерацииежегодно в рамках обеспечения проведенияединой государственной политики в сфереобразования представляет ФедеральномуСобранию Российской Федерации докладо реализации государственной политикив сфере образования и опубликовываетего на официальном сайте ПравительстваРоссийской Федерации винформационно-телекоммуникационнойсети “Интернет” (далее – сеть”Интернет”).

Всеизложенные принципы так или иначе лежатв основе Закона РФ «Об образовании»,его конкретных статей и нормативныхпредписаний. Законодатель, формулируяпринципы государственной политики вобласти образования, дал образец ихсоблюдения и творческого воплощения втексте Закона.

При этом в нем содержитсядостаточно развитая система мер,призванных обеспечить действие принциповна стадии реализации закона, еговоплощения в конкретных правоотношениях.

Например, в Законе РФ «Об образовании»имеются специальные нормы, направленныена обеспечение приоритета общечеловеческихценностей, жизни и здоровья человека,свободного развития личности, навоспитание гражданственности, трудолюбияи иных социально необходимых человекузнаний, навыков и умений.

Хотяв конкретных отраслях права применяютсяпрактически все конституционныепринципы, однако в ранг принципов отраслиправа переходят лишь те из них, которыепрямо и непосредственно относятся кпредмету соответствующей отрасли права.Поэтому можно полагать, чтопринципами образовательного прававыступают общедоступность и бесплатностьобразования, закрепленные ст. 43 КонституцииРФ.

Закрепленныеч. 1, 2 и 3 ст. 3 Закона РФ «Об образовании»требования имеют своим предметомсодержание образования, котороехарактеризует один из компонентовобразовательного процесса. Принципыже отрасли права должны отражатьсвойства, связи, присущие ее предметуили методу.

Поэтому эти требования могут бытьпризнаны принципами содержанияобразования, но не отрасли права. Поэтой же причине не могут быть признаныпринципами образовательного права ипринципы государственной политики,закрепленные ч. 6 ст.

3 Закона РФ «Обобразовании», ? демократический,государственно-общественный характеруправления образованием и автономностьобразовательных учреждений.

Этинормативные предписания характеризуютспецифику правого статуса отдельныхсубъектов образовательных отношений:органов управления образованием, илиобразовательных учреждений, исоответственно не имеют всеобщего дляотрасли значения.

Вобразовательном праве основополагающимявляется принцип общедоступностиобразования. Именно он характеризуетсуть образовательных отношений иотличает их от предмета правовогорегулирования других отраслей права.

Такимобразом, образовательное право можетбыть представлено совокупностью изшести принципов:

1)общедоступность образования;

2)обязательность основного общегообразования;

3)бесплатность общего, начальногопрофессионального и на конкурснойоснове среднего профессионального ивысшего профессионального образования;

4)государственная социальная помощьобучающимся;

5)свобода и плюрализм в образовании (правообучающихся на выбор образовательногоучреждения и формы образования,академические свободы педагогическимработникам и автономия образовательнымучреждениям);

6)светский характер образования.

Принципыобразовательного права т.е.ключевые идеи, которые определяютсущность права, делят на общеправовые,отраслей права и специальные.

Общеправовые:принципы справедливости, равноправия,гуманизма, демократизма, единства прави обязанностей.

Отраслевые:гражданское право – свобода договора,трудовое право – свобода труда и т.д.

Специальныезакреплены в ст. 3 Закон N 273-ФЗ «Основныепринципы государственной политики иправового регулирования отношений всфере образования»:

1)признание приоритетности образования;

2)обеспечение права каждого человека наобразование, недопустимость дискриминациив сфере образования;

3)гуманистический характер образования,приоритет жизни и здоровья человека,прав и свобод личности, свободногоразвития личности, воспитаниевзаимоуважения, трудолюбия,гражданственности, патриотизма,ответственности, правовой культуры,бережного отношения к природе и окружающейсреде, рационального природопользования;

4)единство образовательного пространствана территории РФ, защита и развитиеэтнокультурных особенностей и традицийнародов РФ в условиях многонациональногогосударства;

5)создание благоприятных условий дляинтеграции системы образования РФ ссистемами образования других государствна равноправной и взаимовыгодной основе;

6)светский характер образования вгосударственных, муниципальныхорганизациях, осуществляющихобразовательную деятельность;

7)свобода выбора получения образованиясогласно склонностям и потребностямчеловека, создание условий длясамореализации каждого человека,свободное развитие его способностей,включая предоставление права выбораформ получения образования, формобучения, организации, осуществляющейобразовательную деятельность,направленности образования в пределах,предоставленных системой образования,а также предоставление педагогическимработникам свободы в выборе формобучения, методов обучения и воспитания;

8)обеспечение права на образование втечение всей жизни в соответствии спотребностями личности, адаптивностьсистемы образования к уровню подготовки,особенностям развития, способностям иинтересам человека;

9)автономия образовательных организаций,академические права и свободыпедагогических работников и обучающихся,информационная открытость и публичнаяотчетность образовательных организаций;

10)демократический характер управленияобразованием, обеспечение правпедагогических работников, обучающихся,родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся научастие в управлении образовательнымиорганизациями;

11)недопустимость ограничения или устраненияконкуренции в сфере образования;

12)сочетание государственного и договорногорегулирования отношений в сфереобразования.

Источник: https://studfile.net/preview/5853642/page:4/

Принципы государственной образовательной политики

Свобода выбора получения образования

Функция по формированию системы образования принадлежит государству. Данная функция заключается в следующем:

  • построение структуры образования;
  • определение основных принципов ее функционирования;
  • выбор направления (перспектив) развития.

Главную роль в сфере образования играют принципы государственной политики. Этими принципами регламентируется работа всех образовательных учреждений и органов управления образованием в Российской Федерации. Образовательные программы обязательно должны отвечать данным принципам.

Принципы государственной политики в сфере образования отражены в Законе “Об образовании в Российской Федерации”. Они заключаются в следующих двенадцати положениях:

  • приоритетность образования;
  • обеспечение права каждого человека на образование, отсутствие дискриминации в сфере образования;
  • гуманистичность образования, приоритетность жизни и здоровья человека, учет прав и свобод личности, возможность свободного развития личности, воспитание в человеке взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности, культуры права, экологической культуры, рационального использования природных ресурсов;
  • единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнических и культурных особенностей и традиций народов Российской Федерации;
  • возможность интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
  • светское образование в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • свобода выбора при получении образования, учитывая склонности и потребности человека, обеспечение условий для самореализации человека, развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
  • обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
  • автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
  • демократический характер управления образованием, обеспечение равных прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
  • отсутствие ограничений и здоровая конкуренция в сфере образования;
  • баланс государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассмотрим основные из этих принципов подробнее.

Принцип приоритетности образования

Приоритетность образования заключена в самой его сущности. Образование должно быть направлено на воспитание самостоятельного, способного к самостоятельному размышлению гражданина, принимающего активное участие в развитии окружающего социума.

Образовательный процесс должен способствовать культурному развитию личности и, основываясь на равенстве возможностей, помогать человеку развивать свои способности и формировать личное мнение.

Цель образования – сформировать личность, соблюдающую морально-нравственные нормы принятые в обществе и готовую принять на себя социальную ответственность.

В конце ХХ века приоритетность образования являлась в Российской Федерации формальной и не реализовывалась на практике. На сегодняшний день ситуация в значительной степени меняется. Ведется большая работа.

В частности установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, которые отражают последние достижения науки. Особое внимание уделяется финансированию образовательных учреждений, за последнее время оно заметно выросло. В большинстве школ оборудованы компьютерные классы и выход в сеть Интернет.

Строятся новые школы, вузы, техникумы. Это только первые шаги в выводе образования на приоритетные позиции.

Право на образование

Право на образование закреплено не только в законе «Об образовании», но и в Конституции РФ.

Право на образование имеет каждый гражданин РФ. В данном случае недопустима какая-либо дискриминация по половому, расовому, национальному, языковому признаку.

Человек имеет право получить образование независимо от места проживания, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, должностного и имущественного положения, наличия судимости.

Гуманистичность образования

Гуманистичность образования заключается в признании высшей и безусловной ценности всех участников образовательного процесса. Главным приоритетом этого процесса является личность.

Реализация принципа гуманистичности обучения не может обойтись без следующих составляющих:

  • личностно-центрированного подхода к обучению;
  • ориентации на личностный рост и саморазвитие личности;
  • отношения к обучаемому, как к субъекту самостоятельной работы и творчества;
  • создание атмосферы доброжелательности, доверия и взаимоуважения между участниками образовательного процесса.

Единство образовательного пространства

Основным инструментарием для обеспечения единства образовательного пространства в Российской Федерации служат федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) и федеральные государственные требования.

ФГОСы определяют требования к структуре основных образовательных программ, а так же к условиям реализации и результатам их освоения.

Стандарты должны обеспечить преемственность образовательных программ и, одновременно, вариативность их содержания.

Следует отметить подводные камни данного положения. ФГОС подразумевают вариативность программ и при этом не закрепляют объема знаний, которые нужно усвоить ученику.

описано общими словами и, хотя этот объем должен обеспечивать возможность продолжения образования на следующем уровне, в стандартах следующего уровня тоже отсутствует четко прописанное содержание. Соответственно, стандарт не может обеспечить единый уровень знаний по конкретным учебным дисциплинам.

На одном и том же этапе образования могут дать совершенно разный уровень знаний. Насколько разный? Как захочет или сможет образовательное учреждение, как захочет или сможет получить учащийся.

Светское образование в светском государстве

Светскость образования определяется соблюдением следующих правовых критериев:

  • недопустимость установления какого-либо мировоззрения, в том числе религиозного, в качестве обязательного в образовательных учреждениях;
  • недопустимость вмешательства религиозных и общественных объединений в управление любыми образовательными учреждениями;
  • недопустимость передачи религиозным и общественным объединениям полномочий и функций администраций государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу совести и слова;
  • недопустимость принуждения при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;
  • недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов;
  • недопустимость направленности образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа.

Принцип светскости образования – это реализация человеком свободы совести, обеспечение свободы выбора мировоззрения и устранение угрозы дискриминации по религиозным убеждениям.

Государство и образование

Государственная политика имеет важное значение в различных областях жизни общества. Но в образовании она должна быть особенно четкой и последовательной. От грамотного вмешательства государства в данную сферу жизни и формирования общества зависит насколько мыслящее, конкурентоспособное общество будет создано на территории Российской Федерации.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnaya_cistema_rossii/principy_gosudarstvennoy_obrazovatelnoy_politiki/

Свобода образования, или право на образование как свобода от вмешательства со стороны государства

Свобода выбора получения образования

Свобода образования состоит в том, что государство не имеет права установить какие-либо философские, идеологические или религиозные взгляды в качестве единственной основы для образовательной системы своей страны.

«Правительство не имеет монополии на образование»[1]. Родители и иные законные представители детей, учащиеся и студенты свободны в выборе образования. Они также свободны в выборе того, какое образование они хотят получить.

Другими словами, любой человек или группа людей вправе использовать свои идеологические или религиозные убеждения в качестве идейной основы для получения образования.

При этом они свободны создавать образовательные организации, определять их идейную направленность и содержание предлагаемого в них образования (так называемая педагогическая свобода является составной частью свободы определять содержание образования и заключается в праве определять программу и методы обучения).

Свобода образования нашла отражение в позитивных нормах как международного, так и национального права. «Никому не может быть отказано в праве на образование, — говорится в ст. 2 протокола 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

— Государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и философскими убеждениями».

Часть 1 ст.

44 Конституции РФ гарантирует свободу преподавания, а Закон об образовании в качестве принципа государственной политики и правового регулирования в сфере образования закрепляет принципы свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободного развития его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (п. 7 ч. 1 ст. 3).

В соответствии с этими принципами в Законе об образовании получили правовое признание формы получения образования как в образовательных организациях, так и вне них (семейное образование и самообразование) (ст. 17).

При этом образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий но реализуемым ими образовательным программам (ч. 2 ст. 28).

Однако свобода образования не носит абсолютный характер. В известной истории хулиган утверждал, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, на что судья мудро ответил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа». Кроме того, наши права одновременно всегда и чьи-то обязанности.

В соответствии с подобным подходом свобода образования ограничена, во-первых, целями образования. «Участвующие в настоящем Пакте государства, — говорится в п. 1 ст.

13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, — признают право каждого человека на образование.

Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам.

Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций но поддержанию мира».

Конвенция о правах ребенка (1989)[2] добавила, что «образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной», а также на «воспитание уважения к окружающей природе» (п.

«с» и «е» ч. 1 ст. 29). Поэтому, как разъяснил Европейский Суд по правам человека, не всякие философские убеждения родителей должны приниматься во внимание при реализации ими своего права на образование и обучение детей, а лишь такие убеждения, которые достойны уважения в демократическом обществе, совместимы с человеческим достоинством и соответствуют праву ребенка на образование[3].

В Законе об образовании говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями (ч. 1 ст. 12).

Во-вторых, свобода образования может быть ограничена государством посредством установления минимальных требований к образовательным организациям. В соответствии с п. 3 ст.

13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах участвующие в этом Пакте государства «обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях — законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями».

С этой целью в Российской Федерации устанавливаются ФГОС как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки (п. 6 ст. 2 Закона об образовании), а образовательная деятельность подлежит лицензированию (ст. 91 Закона).

Установленные ограничения свободы образования не подлежат расширительному толкованию. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах прямо говорится, что никакая часть ст.

13 не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в и.

1 этой статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством (п. 4 ст. 13).

(право второго поколения, так называемое позитивное право) состоит в том, что государство по закону принимает на себя определенные обязанности в области образования.

Задача права на образование как социального права состоит в создании системы государственных гарантий получения образования каждым человеком и в конечном счете в создании социальных гарантий реализации на деле той свободы, которая присуща человеку.

Но словам председателя Европейской ассоциации образовательного права и политики профессора Яна Де Грофа (Бельгия), «фактически, свобода образования является не более чем теоретическим принципом, если эта свобода не трансформирована в эффективное социальное или культурное право и не закреплена в национальном и международном законодательстве об образовании»1. Таким образом, социальное право на образование и свобода образования рассматриваются в современном правовом демократическом социально ориентированном государстве как два взаимодополняющих принципа.

Минимальные требования к государству в области образования сформулированы в и. 2 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах следующим образом:

«Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного осуществления этого права [права на образование]:

a) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

c) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

e) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала».

Гарантии права на образование, предусмотренные Конституцией РФ и Законом об образовании, обеспечивают реализацию права на образование именно как социального права, которому корреспондируют соответствующие обязанности государства по созданию условий для получения образования. Подробнее об этом см. параграф 3.2 настоящей главы.

3. Право на образование имеет отношение и к третьему поколению прав человека — правам солидарности людей. Право на образование — не только индивидуальное право, но и коллективное. Основные права и свободы не исчерпываются противостоянием и взаимодействием конкретного человека и государства. Современное общество столкнулось с феноменом «социализации основных прав и свобод».

Индивидуальное право каждого на образование осуществляется в коллективных формах с участием разного рода формальных и неформальных объединений людей, сплоченных общими интересами.

По словам профессора Де Грофа, «в действительности право на образование проявляется как коллективное право людей, реализуется группами единомышленников и поддерживается правительством в интересах основных прав каждого»1.

Пример

Реализация образовательных программ в Российской Федерации организуется в группах, классах и т.п., что автоматически ставит обучающегося в зависимость от тех лиц, совместно с которыми организовано получение им образования.

Поведение, мешающее осуществлению образовательного процесса, нарушает право на образование всех вовлеченных лиц, а не только нарушителя дисциплины.

аудиторного занятия также во многом зависит от уровня подготовки и иных характеристик не только самого обучающегося, но и лиц, совместно с которыми организовано получение им образования.

Это взаимовлияние совместно обучающихся лиц является фундаментальной чертой реализации права на образование и может выступать как в позитивном (коллектив высокомотивированных, способных к освоению образовательной программы на высоком уровне лиц), так и в негативном (нарушения дисциплины, затрудняющие реализацию образовательной программы) ключе. Для исключения негативного взаимовлияния законодательством предусмотрен целый ряд возможностей — реализация индивидуальных учебных траекторий, выбор из различных образовательных программ, специализация содержания образовательной программы для различных групп, классов и т.п., отбор обучающихся, дисциплинарная ответственность и т.н.

Еще в 1977 г. К. Васак отнес к правам третьего поколения право на коммуникацию в контексте нового международного информационного порядка. В XXI в. мы живем в информационном обществе. Право получать и распространять информацию, отнесенное к третьему поколению, тесно связано с правом на образование.

Современные технические возможности создают условия для злоупотребления правом на информацию. Информация может способствовать как развитию личности, так и ее деградации, разрушению, зомбированию.

Конституция РФ предусматривает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч.

3 ст. 55). Однако, опираясь па эту конституционную норму, нельзя ограничить права, установленные международным договором РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Мнение специалиста

В последнее время в международном праве наблюдаются кризисные явления. По словам Председателя Конституционного Суда РФ В. Д.

Зорькина, «система международного права становится сферой все более вольных интерпретаций с позиции силы»[1], отмечаются попытки ограничить участие России в деятельности международных организаций.

Между тем национальные границы уже перешагнули или вот- вот перешагнут правовые институты, связанные с ювенальной юстицией, однополыми браками, разрушающие традиционную семью под видом борьбы за права человека.

Разумеется, Россия не будет участвовать в международных двусторонних и многосторонних договорах, содержание которых противоречит взглядам подавляющего большинства граждан страны. Однако и в ратифицированных Россией соглашениях могут содержаться нормы, допускающее неприемлемое для российского общества толкование.

Источник: https://studme.org/219883/pravo/svoboda_obrazovaniya_pravo_obrazovanie_svoboda_vmeshatelstva_storony_gosudarstva

Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие. – презентация

Свобода выбора получения образования

1

2 Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания 2

3 3.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые 3

4 4.

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. 4

5 1. Система управления стала более открытой 2. Усилилась ориентация образования на интересы потребителей 3. Укрепилась ресурсная база образовательного учреждения 4. Повысилась прозрачность расходования средств 5. Уменьшилось число конфликтов 6. Усилилось влияние родителей на жизнь образовательного учреждения 7. Другое 5

6 6 Формализм и имитация Недостаточный уровень освоения стратегических полномочий Не развито вертикальное и горизонтальное взаимодействие Низкая компетентность общественных управляющих

7 7

8 Этап 1: создание Совета по введению ФГОС и рабочей группы по разработке проекта введения ФГОС Этап 2: определение изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы Этап 5: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения 8

9 Алгоритм действий по введению ФГОС в школе создание Совета по введению ФГОС и рабочей группы по разработке проекта введения ФГОС определение изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения Роль органов ГОУ в процессе внедрения ФГОС оценка готовности ОУ к введению в ФГОС изучение и формирование социального заказа участие в обсуждении и разработке ОП ОУ, согласование ОП информационная поддержка формирование общественного мнения содействие развитию материально-технического оснащения внесение предложении по корректировке программы развития. 9

10 Повестка дня образовательной политики Новые стандарты образования Формы индивидуализации образования Поддержка талантов Образовательная среда Самостоятельность (новые организационно-правовые формы) Новая модель финансирования (муниципальное задание) Здоровье обучающихся Межкультурная коммуникация Коррупция и «поборы» «Место» для ГОУ разработка и утверждение программ развития согласование образовательных программ планирование и контроль бюджета организации участие в формировании муниципального задания регулирование сферы платных услуг (шире – договорных отношений) контроль качества условий обучения общественное наблюдение и экспертиза в сфере оценки качества образования поддержка и более полное использование образовательного потенциала семьи 10

11 Спасибо за внимание 11

Источник: http://www.myshared.ru/slide/721073/

Адвокат Орлов
Добавить комментарий