Сущность и значение стадии надзорного производства в арбитражном процессе

Сущность и значение стадии надзорного производства в арбитражном процессе | Гарантия права

Сущность и значение стадии надзорного производства в арбитражном процессе

Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.

Надзорный пересмотр в АПК РФ 2002 г. претерпел существенные изменения по сравнению с АПК РФ 1995 г. Прежде всего перемены коснулись оснований изменения и отмены судебных актов. Если в ст. 188 АПК РФ 1995 г. такими основаниями назывались незаконность или необоснованность судебного акта, то в ст.

304 АПК РФ 2002 г. речь идет только о нарушении норм права, т.е. Задачами НП явля. выявление и устранение допущенных нижестоящими судами нарушений норм права в целях защиты наруш-х или оспариваемых прав, свобод, законных интересов субъектов гражд-х и др.

правоотн-ий, а также обеспечения единства судебной практики и законности.

87.сущность и этапы (стадии) надзорного производства

Судья, принявший обращение к производству, вправе решить вопрос об истребовании дела из арбитражного суда. По АПК 1995 г. таким правом обладали только должностные лица, наделенные правом принесения протеста.

В случае истребования дела копия определения в пятидневный срок, как ϶ᴛᴏ установлено в ч.2 ст.186 АПК, направляется в арбитражный суд первой инстанции, кᴏᴛᴏᴩый обязан также в пятидневный срок направить указанное дело в Высший Арбитражный Суд РФ.

Правовое регулирование порядка надзорного производства содержится в гл. 36 АПК РФ.

Еще при подготовке действующего АПК РФ законодатель занял четкую позицию относительно роли и места производства по пересмотру судебных актов в порядке надзора в арбитражном процессе, принципиально исключив термины «надзорная инстанция», «инстанция по пересмотру в порядке надзора».

Данная стадия носит исключительный характер в силу того, что возможность ее использования возникает только в случае, если заинтересованным лицом использованы все обычные (ординарные) способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу- апелляционное и кассационное производство.

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков — физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам.

Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.
Представление и истребование доказательств.

Правовые последствия неисполнения обязанности представления истребуемого арбитражным судом доказательства.

Надзорное производство в арбитражном процессе как самостоятельная стадия процессуальной деятельности возникло одновременно с принятием Арбитражного процессуального кодекса РФ 1992 г.1 (далее — АПК 1992 г.). По существу, АПК 1992 г. был копией Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 г.

В основе подобного копирования, по мнению М. С. Шакарян, лежали соображения исключительно практического плана: «Быстро создать новый процессуальный кодекс было невозможно, поэтому ничего другого не оставалось, как приспособить Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г.

… к двухзвенной системе арбитражных судов»2.

Таким образом, изначальная процессуальная природа рассматриваемого института арбитражного судопроизводства была во многом тождественна природе института пересмотра судебных актов в порядке надзора, существовавшего на тот момент в системе судов общей юрисдикции.

87.Сущность и этапы (стадии) надзорного производства

В этом случае использование правильной терминологии дает ключ к пониманию существа надзорного производства, несмотря на то, что в настоящее время термины «стадия» и «инстанция» используются в качестве синонимов. Еще чего-либо осо- £ бенного (экстраординарного) за тези- « сом об исключительности стадии над- ° зорного производства того времени « не подразумевалось. П. Я.

В отличие от АПК 1995 г., в кᴏᴛᴏᴩом не указывалось, в течение какого срока должно было рассматриваться заявление о принесении протеста, теперь ϶ᴛᴏт срок установлен.

Заявление или представление должно быть рассмотрено в течение пяти дней, исчисляемых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с правилами, установленными в ст.113 и 114 АПК. В ϶ᴛᴏт срок не включаются нерабочие дни.

Его течение начинается на следующий день после поступления обращения в Высший Арбитражный Суд РФ и заканчивается в последний рабочий день пятидневного срока.
В соотв. со ст.

42 АПК РФ лица, не участво­вавшие в деле, о правах и об обязанностях которых АС принял судебный акт, также вправе оспорить этот судеб­ный акт в порядке надзора. Генпрокурор РФ или заместитель Ген прокурора РФ могут на­править в ВАС РФ представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора.

Надзорное арбитражное судопроизводство

В настоящее время в Российской Федерации полным ходом идет судебная реформа, в результате которой должно произойти объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Нет никаких сомнений, что данная реформа будет доведена до конца, после чего Высший Арбитражный Суд РФ фактически прекратит свое существование, а все его полномочия будут переданы Верховному Суду РФ, который, в свою очередь, будет в какой-то степени реорганизован.

Вступившие в законную силу СП, за исключением СП Президиума Верх. Суда РФ, м/б обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участв. в деле, и др. лицами, если их права и законные интересы нарушены СП.

На данной стадии судья проверяет соблюдение требований, предусмотренных АПК, и решает вопрос о принятии обращения к производству Высшего Арбитражного Суда РФ.

АПК 2002г. – это третий арбитражный процессуальный кодекс, принятый за десятилетний период с 1992 по 2002 годы.

Процесс столь быстрого обновления положений арбитражного процессуального законодательства обусловлен целым комплексом различных причин и предпосылок.

Основные из них – необходимость повышения доступности, эффективности и качества правосудия во всех звеньях отечественной системы арбитражных судов.

Судья, принявший обращение к производству, вправе решить вопрос об истребовании дела из арбитражного суда. По АПК 1995 г. таким правом обладали только должностные лица, наделенные правом принесения протеста.

В случае истребования дела копия определения в пятидневный срок, как это установлено в ч.2 ст.

186 АПК, направляется в арбитражный суд первой инстанции, который обязан также в пятидневный срок направить указанное дело в Высший Арбитражный Суд РФ.

Ратифицировав Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (далее также – Европейская Конвенция), Российская Федерация признала для себя обязательной юрисдикцию Европейского суда по правам человека (далее также – Европейский Суд).

В соответствии со сложившейся практикой данного суда положенная в основу отечественного производства в порядке надзора процедура, инициирование которой основывалось на сугубо дискреционных и не ограниченных во времени полномочиях должностных лиц, не являвшихся участниками конкретного спора, ни при каких условиях не могла быть квалифицирована как надлежащее (т.е. отвечающее критериям эффективности и справедливости) средство судебной защиты нарушенного права.
Исходя из определений, даваемых в русском языке, «стадия» — понятие более широкое, означает «период, фазу или ступень в развитии», определенный этап развития, «инстанция» же представляет собой «известную стадию процесса».

Первой стадией надзорного производства будет рассмотрение заявления или представления единолично судьей Высшего Арбитражного Суда РФ в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с порядком, установленным ст.295 АПК.

Стоит сказать — полномочия судьи на ϶ᴛᴏм этапе прохождения обращения состоят только в решении вопроса о принятии или непринятии его к производству.

Иные работники аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ выполняют подготовительные, обеспечительные функции по регистрации обращения и передаче его судье.

По мнению ученого, независимо от особенностей судебной процедуры, реализуемой на стадии надзорного производства, факт подачи заинтересованным лицом обоснованной надзорной жалобы не мог не привести к возбуждению стадии пересмотра в порядке надзора, так как соответствующие должностные лица были не вправе оставить подобную жалобу без удовлетворения5. Главный недостаток подобного подхода заключался в том, что он не давал ответа на вопрос, в чем заключается основная причина, обусловливающая необходимость использования такой специфической процедуры для проведения именно надзорного пересмотра.

Актуальность темы исследования.

Одним из наиболее значимых результатов проводимой в нашей стране судебной реформы следует считать принятие 24 июля 2002 года нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ, АПК 2002г.).
В отличие от общего правила, содержащегося в ст.186 АПК, копия определения о принятии заявления или представления к производству направляется только лицу, подавшему его.

Этапы надзорного производства:

Суды, рассматривающие дела в порядке надзора: 1) Президиум субъекта РФ проверяет вступившие в законную силу решения и определения районных судом и мировых судей и приказов мировых судей; апел. решений и опред.

районных судов; кассац-х определений судов субъектов РФ;2) Президиум окружного военного суда проверяет решения и определения гарнизонных военных судов; 3) Судебная коллегия по гражд. делам Верх.

Суда РФ проверяет решения и определения районных судов, принятых ими по 1ой инстанции, если они были обжалованы в Президиум судов субъектов РФ; 4) Военная коллегия Верх. Суда РФ: — кассационных определений окружных военных судов, если они были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда и т.д.

Первой стадией надзорного производства является рассмотрение заявления или представления единолично судьей Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с порядком, установленным ст.295 АПК.

Полномочия судьи на этом этапе прохождения обращения состоят только в решении вопроса о принятии или непринятии его к производству.

Иные работники аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ выполняют подготовительные, обеспечительные функции по регистрации обращения и передаче его судье.

Оспаривание судебного акта в по­рядке надзора допускается, если судебным актом суще­ственно нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности в результате нарушения или неправильного при­менения АС, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального или процессуального права. В сравнении с Арбитражным процессуальным кодексом 1995 года именно производство по проверке судебных актов в порядке надзора претерпело наиболее существенные изменения.

§ 3. стадии надзорного производства

Надзорное производство Надзорное производство в арбитражном процессе представляет собой исключительную стадию, в которой Высший Арбитражный Суд РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих судов в целях обеспечения единства судебной практики411. Надзорное производство в арбитражном процессе централизовано.

Кроме того, пере­смотр судебных актов в порядке надзора является послед­ней возможностью устранения судебных ошибок, допущен­ных судами низших инстанций. Пересмотр дела в порядке надзора является исключительной стадией пересмотра су­дебного акта.

В порядке надзора может быть оспорен только судебный акт, вступивший в законную силу, если другие имеющиеся возможности для проверки его законности в судебном по­рядке исчерпаны либо утрачены.

Необход-ть проверки суд. постан. (СП) на предмет их правильности может возникнуть и после вступления суд. акта в законную силу. Необходимо проверить суд. акт на предмет его правильности после вступл.

Уже сейчас очевидно, что структура нижестоящих арбитражных судов Российской Федерации останется практически без изменений, а эти суды продолжат рассматривать споры, отнесенные к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Источник: http://findlock.ru/vzyskaniya/13889-sushhnost-i-znachenie-stadii-nadzornogo-proizvodstva-v-arbitrazhnom-processe.html

Сущность надзорного производства в арбитражном процессе

Сущность и значение стадии надзорного производства в арбитражном процессе

Надзорные жалоба, представление подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Надзорные жалоба, представление вместе с делом, рассматриваемые в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации — докладчиком по данным жалобе, представлению.

Как видно из конструкции, использованной законодателем для изложения части статьи 292 АПК РФ, факт наличия рассматриваемого условия имеет место тогда, когда заинтересованные лица полагают, что оспариваемым актом существенно нарушены их права и законные интересы.

Другими словами, право на обращение в порядке надзора определяется не непосредственным наличием отвечающего неким объективным критериям факта существенного нарушения прав и законных интересов заявителя, а всего лишь субъективным предположением последнего о том, что имеет место именно существенное нарушение его прав и/или законных интересов.

Сущность и значение надзорного производства в арбитражном процессе

Приостановление производства по делу следует отличать от отложения рассмотрения. дела.

Общее между указанными процессуальными … Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Вывод о подобной исключительности основывался на том, что, в отличие от иных производств — по первой инстанции, кассационного и по вновь открывшимся обстоятельствам, процессуальная деятельность по производству в порядке надзора осуществлялась судом на основании протестов уполномоченных на это законом должностных лиц.

Стороны и третьи лица каких-либо прав на возбуждение указанной судебной деятельности не имели: их жалобы статусом процессуальных документов не обладали и никаких процессуальных последствий не влекли4.

Обращает на себя внимание то, что чаще всего вывод об исключительности надзорного производства всецело ограничивался сказанным выше.

Бесплатная письменная онлайн консультация

Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.
Надзорная, или четвертая, инстанция является исключительной и должна действовать, разумеется, по заявлению стороны, но только тогда, когда в этом возникает какая-то особая необходимость413. 1~До принятия нового АПК концепция надзорного производства опиралась на две идеи — идею обеспечения единства судебной практики и идею вмешательства в разрешение конкретных споров, имеющих большую юридическую или социальную значимость, в решение важнейших правовых проблем судебной практики414. «Так для чего же нужна четвертая инстанция? Исключительно для обеспечения единства судебной практики, являющегося важнейшим условием эффективного правосудия»415.

Надзорное производство в арбитражном процессе как самостоятельная стадия процессуальной деятельности возникло одновременно с принятием Арбитражного процессуального кодекса РФ 1992 г.1 (далее — АПК 1992 г.). По существу, АПК 1992 г.

был копией Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 г. В основе подобного копирования, по мнению М. С.

Шакарян, лежали соображения исключительно практического плана: «Быстро создать новый процессуальный кодекс было невозможно, поэтому ничего другого не оставалось, как приспособить Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г. … к двухзвенной системе арбитражных судов»2.


Таким образом, изначальная процессуальная природа рассматриваемого института арбитражного судопроизводства была во многом тождественна природе института пересмотра судебных актов в порядке надзора, существовавшего на тот момент в системе судов общей юрисдикции.

Время рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Именно (и только лишь) особая форма (про- ю цедура) осуществления надзорного 1 производства позволяла говорить о / последнем как об исключении из общего правила. Еще чего-либо осо- £ бенного (экстраординарного) за тези- « сом об исключительности стадии над- ° зорного производства того времени « не подразумевалось. П. Я.

Отдавая предпочтение более удачным, на их взгляд, формулировкам ГПК РФ, отдельные авторы считают, что «перечень оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора в том виде, в котором он представлен в АПК РФ… умаляет право на судебную защиту».

Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что: (1) этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; (2) в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права; (3) это право может быть реализовано только тогда, когда исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности оспариваемого акта. Последнее условие (ч. 3 ст. 292) не следует рассматривать как запрет на обращение в надзорную инстанцию, если апелляционное или кассационное обжалование не использовалось.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Условие для обращения в арбитражный суд надзорной инстанции, определенное частью 2 статьи 292 АПК РФ, если его рассматривать, исходя из невозможности судебной переоценки мнения заявителя о существенности нарушения его прав и законных интересов, является обыкновенным условием о нарушении прав и законных интересов заявителя в результате принятия незаконного судебного акта, оспариваемого в порядке надзора.

Есть и другая противоположная точка зрения о том, что, в отличие от уголовного, к гражданскому судопроизводству неприменим тезис об абсолютизации права на рассмотрении дела в проверочных инстанциях: производства по проверке вступившего в законную силу судебного акта в суде третьей инстанции или в высшем суде в определенных законом случаях могут быть ограничены, что не будет свидетельствовать об умалении или ограничении права каждого на судебную защиту.

Еще по теме Понятие и значение надзорного производства:

Готовые курсовые работы. Более 6400 написанных с нашей помощью готовых работ. Множество дополнительного расчетного материала….

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК Кодекса.

Вместе с тем это не совсем так. Как следует из частей 3 и 4 статьи 299 АПК РФ, перечисленные основания одновременно являются основаниями (или предпосылками) для осуществления проводимой на уровне Президиума ВАС РФ процессуальной деятельности по рассмотрению дел о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

Сначала — о положениях статьи 304 АПК РФ, как о перечне оснований для проведения пересмотра в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу. Указанное решение законодателя достаточно неоднозначно оценивается в отечественной юридической литературе.

По мнению ученого, независимо от особенностей судебной процедуры, реализуемой на стадии надзорного производства, факт подачи заинтересованным лицом обоснованной надзорной жалобы не мог не привести к возбуждению стадии пересмотра в порядке надзора, так как соответствующие должностные лица были не вправе оставить подобную жалобу без удовлетворения5. Главный недостаток подобного подхода заключался в том, что он не давал ответа на вопрос, в чем заключается основная причина, обусловливающая необходимость использования такой специфической процедуры для проведения именно надзорного пересмотра.

Представляется, что более правильным и последовательным было бы ставить вопрос о значимости или существенности оспариваемого судебного акта (или дела) для интересов общества в целом.

На сегодняшний день этим задачам служит статья АПК РФ, потому и соответствующие предположения заявителя должны иметь отношение именно к положениям данной статьи. Такова самая общая характеристика категории преюдициальности,.

отправной пункт для более подробного раскрытия ее содержания. …

Если заявитель, обращаясь в арбитражный суд надзорной инстанции, посчитал, что оспариваемым судебным актом его права и законные интересы нарушены именно существенным образом и указал об этом непосредственно в тексте своего надзорного обращения, значит вне зависимости от того, как заявитель понимает эту существенность, так оно и есть – определенное частью 2 статьи 292 АПК РФ условие, в его соответствующей части, следует считать состоявшимся, а изначальный вывод заявителя неопровержимым. От условия, которое тесно связано с экономическими интересами заявителя, следовало бы отказаться и с точки зрения положений статьи Конституции РФ в смысле реального обеспечения имущественного равенства всех перед судом.
Разбирательство дела происходит в заседании … Если кто-либо из участников процесса, вызванных в заседание арбитражного …

Это скорее указание на исключительный характер данной стадии, которая не может иметь место, пока существует возможность проверки законности судебного акта в апелляционном либо кассационном порядке.

В силу этого коллегия судей Высшего Арбитражного Суда РФ наделена правом направления дела в кассационную инстанцию для проверки законности судебного спора, если в кассационном порядке дело не рассматривалось (ч. 6 ст. 299 АПК).

Наши эксперты предоставляют услугу по консультации, сбору, редактированию и структурированию информации заданной тематики в соответствии с требуемым структурным планом. Результат оказанной услуги не является готовым научным трудом, тем не менее может послужить источником для его написания.

Надзорное производство в арбитражном процессе

При равном числе , поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.Проверяются как акты, разрешающие дело по существу (решения и постановления), так и определения арбитражных судов, если АПК предусматривает возможность их отдельного обжалования или если они препятствуют дальнейшему движению дела.

Состав лиц пользующихся правом обращения к надзорной инстанции Правом подачи заявления наделены лица, участвующие в деле, иные лица, указанные в ст. 42 АПК. Прокурор по делам, по которым он участвовал в соответствии со ст. 52 АПК, подает представление (ч. 1 ст. 292 АПК). Право обращения в суд надзорной инстанции Право обращения в суд надзорной инстанции связано с тремя условиями.

Думается, что для любого из потенциальных субъектов обращения в арбитражный суд надзорной инстанции срок на указанное обращение должен начинаться одинаково: с того момента, когда данное конкретное лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом.

Исследуется специфика упрощенных судебных производств, известных как отечественному, так и зарубежному праву. Выделяются свойственные им призна…

Источник: http://teatr-nuradilova.ru/nalogovoe-pravo/4746-sushhnost-nadzornogo-proizvodstva-v-arbitrazhnom-processe.html

18.1. Сущность надзорного производства: Надзорное производство в арбитражных судах означает пересмотр

Сущность и значение стадии надзорного производства в арбитражном процессе

Надзорное производство в арбитражных судах означает пересмотр вступивших в законную силу решений, определений, постановлений арбитражных судов в особом порядке, предусмотренном гл. 36 АПК РФ.

Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора – это исключительная стадия арбитражного процесса, необходимость в которой возникает в тех случаях, когда судебная ошибка иным путем уже не может быть устранена.

Например, стороны исчерпали возможности апелляционного и кассационного производства или истекли сроки для подачи апелляционной, кассационной жалобы (протеста).

Вместе с тем основная цель арбитражного процесса – достижение объективной истины по делу, разрешение спора, существующего между сторонами, возможно в надзорном производстве.

Производство в надзорной инстанции существует в современном арбитражном процессе с 1992 г., появившись с принятием первого кодифицированного акта, регламентирующего арбитражное судопроизводство – АПК РФ 1992 г. Действовавшие до принятия АПК РФ 1992 г.

нормативные акты, регламентировавшие порядок рассмотрения экономических хозяйственных споров – Положение о государственном арбитраже при Совете Министров РСФСР, Положение о государственных арбитражах при советах министров автономных республик, исполнительных комитетах краевых, областных и городских (г.

Москвы и Ленинграда) Советов депутатов трудящихся РСФСР, утвержденные Постановлением СМ РСФСР от 3 декабря 1960 г., а также Положение о ведомственнном арбитраже РСФСР, утвержденное положением СНК РСФСР от 26 апреля 1936 г., не уделяли существенного внимания правилам пересмотра актов арбитражей.

Названные нормативные акты устанавливали возможность отмены решений арбитража (п. 8 Положения о ведомственном арбитраже РСФСР) и возможность проверки решений государственных арбитражей, а также самые общие правила о порядке проверки решений арбитражей (п. 18, 19 Положения об арбитраже при СМ РСФСР, п.

19, 20 Положения о государственных арбитражах при советах министров автономных республик, исполнительных комитетах краевых, областных и городских (г.

Москвы и Ленинграда) Советов депутатов трудящихся РСФСР) – правила о подаче заявления о пересмотре решений арбитражей руководителями заинтересованных предприятий, возможность пересмотра по инициативе руководителей самого арбитража, постановившего решения, правило о сроке такого обращения.

Пересмотр решений арбитражей осуществлялся руководителями арбитража, постановившего решение, – Главным арбитром, или же Главным арбитром Государственного арбитража при СМ РСФСР. Правила пересмотра актов арбитражей, существовавшие до 1992 г., имели, таким образом, самый общий характер и не позволяли выделить различные способы пересмотра актов арбитражей, в т. ч. и не позволяли говорить о существовании в арбитражном процессе надзорного производства.

Первый кодифицированный акт Российской Федерации, регламентировавший арбитражный процесс, – АПК РФ 1992 г. – закрепил производство в надзорной инстании в качестве стадии арбитражного процесса. В соответствии с правилами гл. XIV «Проверка в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов» АПК РФ 1992 г.

надзорное производство представляло собой пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по протестам высших должностых лиц Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральной прокуратуры РФ, направляемым в Высший Арбитражный Суд РФ (в коллегию Высшего арбитражного суда РФ по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу или же в Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ – высшую надзорную инстанцию), причем с 7 июля 1993 г. надзорное производство стало возможным также и в арбитражных судах республик в составе РФ (но не иных субъектов РФ) по протестам высших должностных лиц арбитражных судов и прокуратур республик в составе РФ (ст. 133 АПК РФ 1992 г.). Лица, участвующие в деле, в соответствии с правилами гл. XIV АПК РФ 1992 г. обладали правом подачи заявлений о принесении протеста в порядке надзора (ст. 134 АПК РФ 1992 г.). Правилами АПК РФ 1992 г. срок, в течение которого возможно принесение протеста, был ограничен одним годом со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу (ст. 135 АПК РФ 1992 г.). Основаниями для отмены судебного акта арбитражного суда АПК РФ 1992 г. называл необоснованность или несоответствие законодательству судебного акта.

В АПК РФ 1995 г. правила надзорного производства, установленные АПК РФ 1992 г., были изменены. Единственной надзорной инстанцией стал Высший Арбитражный Суд РФ, срок принесения протеста перестал быть ограниченным времененем, правилами гл. 22 АПК РФ 1995 г.

основанием для пересмотра судебного акта арбитражного суда признавались незаконность или необоснованность судебного акта. До 2000 г. правила надзорного производства, установленные АПК РФ 1995 г.

, применялись таким образом, что необходимым условием пересмотра судебного акта в порядке надзора являлось его апелляционное или кассационное обжалование заинтересованным лицом. В соответствии со ст. 185 АПК РФ 1995 г. применялось распоряжение Высшего Арбитражного суда РФ от 14 июля 1995 г.

№ 14 «О некоторых вопросах рассмотрения заявлений о принесении протестов», в котором было указано, что заявление о принесении протеста на решение арбитражного суда, принятое после 1 июля 1995 г.

, подлежит рассмотрению по существу только в том случае, если дело рассматривалось или в апелляционной или в кассационной инстанции по АПК РФ 1995 г. После выражения Конституционным Судом РФ правовой позиции в определении от 14 января 2000 г. № 3–0 «По жалобе ООО “Мемфис Дивижн” на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 185 АПК РФ» описанное правило прекратило свое действие как не соответствующее Конституции РФ.

Однако и АПК РФ 1992 г., и АПК РФ 1995 г. надзорное производство рассматривалось как производство по протестам уполномоченных лиц в целях проверки законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов.

С 1 января 2003 г.

производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов в порядке надзора – это не рассмотрение протестов уполномоченных лиц, а оспаривание в Высшем Арбитражном Суде РФ в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, причем правом обращения в Высший Арбитражный Суд РФ обладают не высшие должностные лица суда и прокуратуры, а целью пересмотра является не проверка законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов.

Таким образом, ранее надзорное производство по своему характеру имело не только судебную (процессуальную), но и административную природу.

При пересмотре судебных постановлений в порядке надзора не действовали либо имели ограниченное действие некоторые традиционные принципы арбитражного процесса (состязательности, диспозитивности, др.).

Например, инициатива возбуждения надзорного производства целиком зависела ранее от усмотрения высших должностных лиц арбитражного суда и прокуратуры, что не характерно было для других стадий арбитражного процесса.

Это привело к тому, что появилось мнение о нецелесообразности сохранения надзорного производства в арбитражном процессе. Так, И. О. Подвальный отмечает, что «…вряд ли представляется целесообразным продолжать удерживать судебную власть под бесконечным контролем государственных органов и должностных лиц в угоду объективной истине».295

В настоящее время современное арбитражное процессуальное законодательство изменило природу надзорного производства, внедрив в него известные принципы арбитражного процесса и сделав его достаточно доступным для лиц, участвующих в деле, других субъектов.

В порядке надзора могут быть пересмотрены любые судебные постановления, которые вступили в законную силу, в том числе, вероятно, и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, носящие окончательный характер.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в ст. 42 АПК РФ, а по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, по представлению прокурора.

Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Ранее возбуждение надзорного производства носило бессрочный характер, соответствующий протест мог быть принесен в любое время. Сейчас в соответствии с ч. 3 ст.

292 АПК РФ заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 г. № 96u001eФЗ срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, принятого до 1 января 2003 г., исчисляется с 1 января 2003 г.

В настоящее время надзорное производство включает в свой состав две части:

1) рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора;

2) рассмотрение дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ.

Источник: https://texts.news/arbitrajnyiy-protsess/181-suschnost-nadzornogo-30931.html

Сущность и значение стадии надзорного производства в арбитражном процессе

Сущность и значение стадии надзорного производства в арбитражном процессе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Сущность и значение стадии надзорного производства в арбитражном процессе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Он ограничен крайне сжатыми сроками и особыми основаниями, которые продиктованы необходимостью соблюдать принцип правовой определенности, обеспечивать единство правоприменения и содействовать развитию права.

Согласно ФЗ от 24 июля 2002 года №96-ФЗ гл.22 АПК 1995 года «Производство в порядке надзора» действует до 1 января 2003.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в статье 42 настоящего Кодекса лиц[5] , а по делам, указанным в статье 52 настоящего Кодекса, по представлению прокурора.

Понятие и значение стадии надзорного производства в арбитражном процессе

Следует отметить, что устанавливать сертифицированные СрЗИ имеет право только лицензиат ФСТЭК, а СКЗИ – лицензиат ФСБ.

Кроме того, до проведения всех мероприятий по защите ПДн оператор должен назначить должностное лицо или (если ИСПДн достаточно велика) структурное подразделение, ответственные за обеспечение безопасности ПДн. Решение о назначении оформляется приказом руководителя.

Надзорное производство в новом ГПК позволяет надеяться, что эта стадия гражданского судопроизводства будет…

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимается большинством судей. Председательствующий в заседании голосует последним.

Следует акцентировать внимание на полномочиях надзорной инстанции, связи ее с кассационным рассмотрением дел, сроках на надзорное обжалование и опротестование, моменте возбуждения надзорного производства.

Рассмотрение заявления или представления в суде надзорной инстанции осуществляется в три этапа (ст. 293 АПК РФ).

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пятидневный срок со дня его поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Сущность надзорного производства Правовое регулирование порядка надзорного производства содержится в гл. 36 АПК РФ.

Еще при подготовке действующего АПК РФ законодатель занял четкую позицию относительно роли и места производства по пересмотру судебных актов в порядке надзора в арбитражном процессе, принципиально исключив термины «надзорная инстанция», «инстанция по пересмотру в порядке надзора».

Проверка законности судебных актов заключается в проверке правильности применения норм материального и процессуального права к спорным отношениям сторон, не принимая новых доказательств и не устанавливая новых обстоятельств.

Возвращение заявления является процессуальным действием, которое оформляется определением. Копия определения вместе со всеми документами, поступившими в Высший Арбитражный Суд РФ, включая заявление или представление, направляются заявителю. Обжалование определения о возвращении заявления Кодексом не предусмотрено.

Часть 1. Понятие доказательств в уголовном процессе

Оспаривание судебного акта в по­рядке надзора допускается, если судебным актом суще­ственно нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности в результате нарушения или неправильного при­менения АС, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального или процессуального права.

Вместе с тем, кассационное производство, с одной стороны, и производство в порядке надзора – с другой имеют и весьма существенные различия.

В отличие от общего правила, содержащегося в ст.186 АПК, копия определения о принятии заявления или представления к производству направляется только лицу, подавшему его. Судья, принявший обращение к производству, вправе решить вопрос об истребовании дела из арбитражного суда. По АПК 1995 г. таким правом обладали только должностные лица, наделенные правом принесения протеста.

После поступления дела суд изучает имеющиеся в нем материалы для принятия решения. Если состав судей приходит к выводу о наличии хотя бы одного из оснований, содержащихся в ст.304 АПК, он выносит определение о передаче дела и поступивших документов в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Стадии надзорного производства в арбитражном процессе

Копия определения, принятого составом судей, направляется всем участвовавшим в деле лицам. Состав судей принимает отдельное определение об отказе в направлении дела для надзорного пересмотра, если нет оснований, указанных в ст.304 АПК.

Параграфы об истории развития норм процессуального законодательства об обжаловании и проверке судебных актов по гражданским делам, о судоустройстве и его влиянии на регламентацию проверочных производств были дополнены. Глава, посвященная надзорному производству, подверглась полной переработке.

Арбитражный суд рассматривал дело о возмещении вреда, причиненного автомобилю, принадлежащему АО «Звезда» трамваем ПОГЭТ города Энска. Истец сослался в заседании на то обстоятельство, что существовало уголовное дело, возбужденное по факту столкновения двух транспортных средств, однако оно было закрыто в связи с отсутствием состава преступления.

В апелляционном порядке возможно обжаловать решения судебных органов первой инстанции, не успевшие еще вступить в силу.

18.1. сущность надзорного производства

Поэтому для участников судопроизводства по конкретному уголовному делу внутригосударственные средства правовой защиты своих прав и свобод считаются исчерпанными после вступления судебного решения в законную силу.

Таким образом, Президиум ВАС РФ принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда. Президиум ВАС РФ рассматривает дела в порядке очередности их поступления в Президиум, но не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум (ч. 2 ст. 303 АПК РФ).

На втором этапе решается вопрос коллегиальным составом судей ВАС РФ о возможности направления дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора в Президиум ВАС РФ.

Сначала Президиум принимает дело к рассмотрению на том основании, что вынесено судебное определение, в котором говорится о передаче дела в Президиум. Это определение обязательно должно соответствовать 299-й статье Арбитражно-Процессуального кодекса.

Производится предоставление апелляционной жалобы через суд, который ранее рассматривал дело и вынес по нему приговор.

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Заявление или представление и прилагаемые к нему до­кументы(оспариваемый судеб.акт) направляются в ВАС РФ с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих в деле.

Коллегиальный состав судей ВАС РФ вправе направить дело на рассмотрение в кассационную инстанцию, если при отсутствии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора имеются иные основания для проверки правильности применения норм материального или процессуального права. Направление возможно при условии, что данный судебный акт не пересматривался в кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

По УПК с надзорной жалобой на вступившее в законную силу судебное решение могут обращаться лица, выступавшие в качестве стороны на предыдущих стадиях судебного разбирательства. Это могут быть осужденный, оправданный, их защитник или законный представитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик.

Надзорные представления могут приносить прокуроры, указанные в ст. 404 УПК.

Источник: http://vn39.ru/grazhdanskoe-pravo/1677-sushhnost-i-znachenie-stadii-nadzornogo-proizvodstva-v-arbitrazhnom-processe.html

Адвокат Орлов
Добавить комментарий