Пример нарушения права ребенка на жизнь

Как нарушаются права детей в Украине: можем ли мы спасти будущее? – Здоровье 24

Пример нарушения права ребенка на жизнь

Заа празднованиями Дня Конституции порой забываем, что главная цель такого документа – не почтить его раз в год, а следить, чтобы прописанные там правовые нормы выполнялись. Об эффективности системы соблюдения наших прав и их защите знаем не понаслышке. Ситуация с правами ребенка в нашем обществе на поверку оказалась еще более тревожной.

О вопиющих случаях насилия над детьми сначала везде пишут и показывают по телевизору. А потом … забывают. До нового случая.

Представьте ситуацию: в собственном дворе вы стали свидетелем как мама малолетнего ребенка (лет 10-12, причем – вероятно с психическими расстройствами) заставляет этого ребенка держать на руках несколькомесячного младенца, при этом с пинками и злым криком набрасывается на мальчика: “Как ты ее держишь! Ах ты …. Я тебе сейчас …. ». Вместо точек были нецензурные слова. Представили? И как вы поступили бы? Подошли спросить, в чем дело? Сделали замечание? Но имеет ли право посторонний человек влезать в ситуацию? Поэтому мы спросили об этом специалистов.

проблема насилия над детьми и нарушения их прав, говорят правозащитники, это незнание взрослыми этих прав, пренебрежение ими, но больше всего – замалчивание проблемы и равнодушие.

В нашем обществе нет нулевой толерантности к насилию над детьми, как это есть в странах Европы,
– рассказал сайту «24» вице-президент Всеукраинской фонда “Защита прав детей”, экс-руководитель криминальной милиции по делам детей МВД Украины Алексей Лазаренко.

Эксперт выделил два аспекта. Первый – общество должно нетолерантно относиться к проявлениям жестокого обращения с детьми. Второй – общество и государство должны учить самих родителей. Ведь для некоторых такой вид воспитания, как крики, унижение и “физические замечания” является нормальным.

Правозащитники выделяют четыре основных вида насилия над детьми.

Физическое – любое физическое травмирования ребенка. Психологическое – словесные нападки, постоянная критика, унижения, оскорбления, высмеивания, насмешки, отказ выслушать ребенка, а также – неспособность проявить любовь и оказать поддержку и руководство.

Экономическое – неспособность или отказ родителей или лиц осуществляющих уход, обеспечить основные потребности ребенка в соответствующей его возрасту заботе, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите. Сексуальное – все виды секса между взрослыми и детьми, а также принуждение детей заниматься сексом друг с другом.

По тяжести нанесенных травм сексуальное насилие приравнивается к истязаниям и пыткам

Социум – главный инструмент реагирования на нарушения прав ребенка. Но у постороннего человека возникает дилемма – могу ли я вмешиваться в чужую жизнь.

Некоторые юристы рассказывают о статье 8 Европейской Конвенции о правах человека, где говорится о неприкосновенности частной жизни. И на этом спекулируют. Что нельзя вмешиваться в частную жизнь.

В то же время пребывания на улице – это уже не частная жизнь, а публичные действия.

Ответ однозначен – если происходит насилие над ребенком на улице – никто не должен проходить мимо,
– объяснил Лазаренко.

Другое дело, говорит правозащитник, – неприкосновенность частной жизни. Что делать, если ты слышишь крик и плач ребенка за соседней стеной? В Норвегии, например, об этом даже не задумываются – сразу звонят в полицию. Приезжает не только она, но и служба по делам детей, и сразу решает вопрос, стоит ли оставаться ребенку в такой семье.

Был громкий случай, когда русская эмигрантка так воспитывала своего ребенка, что у нее норвежские власти его забрали, и хотела второго забрать. Женщина быстро убежала в Россию, а ее адвокаты вели судебные тяжбы с органами опеки Осло, но ребенка ей так и не вернули.

Еще ситуация, когда ребенку, тоже русские эмигранты, вырвали дома зуб ниточкой. Когда ребенок об этом рассказал в детском саду, это было расценено как жестокое обращение с ребенком. И тоже был громкий судебный процесс.

А у нас среди ночи могут ребенка обижать, и никто ничего не сделает,
– отметил специалист.

Впрочем, Лазаренко отметил, что в его практике были случаи, когда именно соседи вызвали наряд милиции по таким случаям.

Это были семьи, которые неоднократно были замечены в насилии над ребенком, в маргинальном поведении, пьянках и так далее. Другое дело – если подобная ситуация случится где-то в элитном доме, районе.

Вряд ли кого-то будут вызывать. Но если вы знаете, что это за семья, ее координаты, то можно обратиться в соцслужбы.

Приказом Минсоцполитики утверждено, что по вопросу нарушения прав ребенка можно обращаться к: службам по делам детей, учреждениям социальной защиты детей, центрам социальных служб для семьи, детей и молодежи, органам внутренних дел, учреждениям образования, учреждениям здравоохранения.

Впрочем, и здесь забот хватает. По словам Лазаренко украинскую соцслужбу нельзя назвать некомпетентной. Другое дело, что этих работников не хватает, их количество не соответствует той нагруженности, которая должна быть в соответствии с положением Кабмина о службе по делам детей.

У нас сильно размыты полномочия. Законом они вроде бы и прописаны, но на практике получается, что такими детьми занимается несколько различных подразделений, в том числе и органы местного самоуправления.

То есть, у нас нет мультидисциплинарной команды, которая есть во многих странах, в которых приоритетом является защита прав ребенка. Служба по правам детей у нас работает, но постфактум, не для профилактики.

Они едва успевают реагировать на те факты, которые есть,
– уточнил правозащитник.

А после реформы прокуратуры и отмены общего надзора у нас теперь нет отделов по защите прав детей, которые ранее были в прокуратуре. И все моменты, касающиеся соблюдения прав ребенка, например, в детском доме или интернате, снова легли на плечи этого специалиста службы по правам детей.

Лазаренко констатировал, что в нашей стране нет порядка превентивных действий относительно насилия над ребенком. У нас есть порядок действий, уже когда насилие несет “горячий” характер. Чтобы изменить ситуацию, нужно создать систему раннего реагирования на факты насилия над детьми и жестокого обращения с ними.

А обществу, нам с вами, стоит, как минимум, иметь представление, на что реагировать.

Психологи выделяют специфические признаки в поведении детей, которые могут быть жертвами жестокого обращения.

Возраст до 6 месяцев жизни: малоподвижность; безразличие к окружающему миру; отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.
6 мес.

– 1,5 года: страх родителей; страх физического контакта со взрослыми; постоянная беспричинная настороженность; плаксивость, капризность, печальный вид; страх или подавленисть при попытке взрослых взять его на руки.

1,5 – 3 года: страх взрослых; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до равнодушия.

3 – 6 лет: примирение с тем, что произошло, отсутствие сопротивления; пассивная реакция на боль, болезненная реакция на замечания и критику; чрезмерная уступчивость; псевдо взрослое поведение; негативизм, агрессивность; лживость; жестокость по отношению к животным.
Младший школьный возраст: стремление скрыть причины травм; одиночество, отсутствие друзей и страха идти домой после школы.
Подростковый возраст: побеги из дома; попытки суицида; антиобщественное поведение; употребление алкоголя, наркотиков.

В итоге имеем: пока в Украине не будет создана система превентивного реагирования на случаи жестокого обращения с детьми, мы должны заботиться о правах и психическом здоровьи подрастающего поколения силами неравнодушных граждан. Кажется, у нас это лучше получается, чем у нашей власти.

Источник: https://24tv.ua/health/ru/kak_narushajutsja_prava_detej_v_ukraine_mozhem_li_my_spasti_budushhee_n700458

Конвенция о правах ребенка для детей

Пример нарушения права ребенка на жизнь

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО… Краткое содержание Конвенции о правах ребенка

Конвенция – это международный юридический                             документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет.

Конвенция принята 20 ноября 1989 года.

На территории нашей страны  Конвенция о правах ребенка  вступила в законную силу 15 сентября 1990 года. Это значит, что наше государство

  должно соблюдать все положения данной Конвенции.

Статья 1
Определение ребенка

                            Каждый человек до 18 лет считается,  в соответствии с законом своей страны, ребенком и обладает всеми правами,  заключенными в данной Конвенции.

Статья 2
Предотвращение  дискриминации

                            Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения,  обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3
Наилучшее обеспечение интересов ребенка

                            Государство, при принятии решений, должно наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка и предоставлять детям особую защиту и заботу.

Статья 4
Осуществление прав
                            Государство должно делать все возможное,  чтобы осуществлять все права ребенка, признанные данной

                            Конвенцией

Статья 5
Воспитание в семье и развитие способностей ребенка

                            Государство должно уважать права, обязанности и ответственность  родителей при воспитании   ребенка с учетом его развития.

Статья 6
Право на жизнь, выживание и развитие

                            Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Статья 7
Имя и гражданство

                            Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.

Статья 8
Сохранение индивидуальности

                            Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи, и должно помогать ребенку в случае их лишения.

Статья 9
Разлучение с родителями
                            Ребенок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах.

Например, когда родители не заботятся о ребенке или жестоко обращаются с ним. Если ребенок разлучается с одним или обоими родителями, он имеет право регулярно встречаться с ними (Кроме тех случаев, когда это противоречит его интересам). Если.

в результате государственного решения ребенок разлучается с одними или обоими родителями, то государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребенку).

                         

Статья 10
Воссоединение семьи

Если ребенок и его родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения

Статья 11
Незаконное перемещение и возвращение

                            Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12
Взгляды ребенка

                            Ребенок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью, имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.  С этой целью он может быть заслушан на любом судебном или административном заседании.

Статья 13
Свобода выражения мнения

                            Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14
Свобода мысли, совести и религии

                            Государство должно уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Родители или опекуны ребенка должны разъяснить ему это право.

Статья 15
Свобода Ассоциации

                            Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16
Защита права на личную жизнь

                            Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.  Ребенок имеет право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 17
Доступ к соответствующей  информации

                            Каждый ребенок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.

Статья 18
Ответственность родителей

                            Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19
Защита от злоупотреблений и небрежного отношения
                            Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы                             и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку,

подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20
Защита ребенка, лишенного семьи
                            Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту и помощь                             со стороны государства. Государство может передать ребенка на воспитание тем людям,

которые уважают его родные язык, религию и культуру.

Статья 21
Усыновление
                            Государство должно следить за тем чтобы при усыновлении ребенка неукоснительно                             соблюдались его наилучшие интересы и обеспечивались гарантии его законных прав. При усыновлении ребенка как внутри страны, так и за рубежом должны применяться

                            одинаковые правила, гарантии и нормы.

Статья 22
Дети-беженцы
                            Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам – оказывать                             им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать

                            воссоединению с семьей.

Статья 23
Дети-инвалиды
Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь. Государство должно предоставлять такому ребенку возможность учиться, лечиться,

готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельным,  то есть жить полноценной жизнью

Статья 24
Здоровье и здравоохранение
                            Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности

                            и проводить информационные  кампании по распространению знаний о здоровье.

Статья 25
Периодическая оценка при попечении

                            Государство должно регулярно проверять условия жизни ребенка, находящегося на попечении.

Статья 26
Социальное обеспечение

                            Каждый ребенок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе и социальным страхованием.

Статья 27
Уровень жизни
                            Каждый ребенок имеет право на уровень жизни,  необходимый для его физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить                             своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28
Образование

                            Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование                             должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее – доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение                             к его человеческому достоинству.

Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29
Цели образования
                            Образовательные  учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты, умственные и физические способности, а также воспитывать его в духе понимания,

мира, терпимости, культурных традиций, уважения к своим родителям.

Статья 30
Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению
                            Если ребенок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи,

исповедовать свою религию

Статья 31
Отдых, досуг и культурная жизнь
                            Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной

                            и творческой жизни.

Статья 32
Детский труд
                            Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому

                            развитию ребенка.

Статья 33
Незаконное употребление наркотических средств
                            Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного                             употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей

                            в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34
Сексуальная эксплуатация

Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35
Торговля, контрабанда и похищение

                            Государство должно всеми силами бороться против  похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36
Другие формы эксплуатации

                            Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37
Пытки и лишение свободы
                            Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей

                            семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38
Вооруженные конфликты
                            Государство не должно позволять детям до 1 5 лет вступать в армию или напрямую                             участвовать в военных действиях.

Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.

Статья 39
Восстановительный уход
                            Если ребенок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта,  пыток, пренебрежения  или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство

                            собственного достоинства.

Статья 40
Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей
                            Каждый ребенок, обвиняемый в  нарушении закона, имеет  право на основные гарантии,

правовую и другую помощь.

Статья 41
Применение наивысших норм
                            Если законодательство отдельной  страны защищает права  ребенка лучше,

чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42
Соблюдение и вступление в силу

                            Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43-54 касаются того, как взрослые и  государства                             должны сообща  обеспечивать все права детей. Полный текст  Конвенции о правах ребенка                             можно найти на  веб-сайте                             Детского фонда ООН  ЮНИСЕФ: www.unicef.ru

и веб-сайте  Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации: www.ombudsmandeti.ru

Источник: http://rtdety.tatarstan.ru/konventsiya-o-pravah-rebenka-dlya-detey.htm

Права и обязанности детей: вопросы и ответы

Пример нарушения права ребенка на жизнь

Права и обязанности детей

Права детей

Декларация прав ребёнка 1959 г.

провозгласила, что ребенок ввиду его фи­зической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, на­циональные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Декларация прав ребенка. Резо­люция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.).

Кто такой ребёнок?

                                             Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Кто защищает права ребенка?

1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (приме­чание редакционной комиссии).

2.Родители ребенка, лица, их заменяющие.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа­листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро­вья, социальную защиту и социальное обслуживание.

4. Общественные организации.

Когда у ребенка появляются права?

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде­ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

·         с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;

·         в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

·         при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предприни­мательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие воз­растные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления от­дельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

    Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:                                                                         

·         с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение граж­данства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);

·         на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

·         на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

·         на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веще­ствами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);

·         на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвен­ция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);

·         на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учиты­вается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь­ко с согласия ребенка, достигшего 10 лет.

Учитывается мнение ребенка при реше­нии вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Се­мейный кодекс РФ);

·         на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей.

Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди­телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по­рядке.

Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись­менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

·         на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов.

Членами и участниками молодеж­ных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских об­щественных объединений — лица, достигшие 10 лет.

Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кам­паниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);

·         на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);

·         на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора­ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);

·         на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

                                                Какие права имеет ребёнок в семье?

Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

·         на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);

·         жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государст­вах;

·         на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

·         на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспи­тание ребенка;

·         на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также го­сударства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заме­няющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);

·         на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстре­мальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Се­мейный кодекс РФ, ст. 55);

·         на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума.

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

·         ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

·         дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

·         жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

·         помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

·         при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

·         право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

·         право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

Источник: http://vrn-sch60.edusite.ru/p61aa1.html

Ребенок и его права

Пример нарушения права ребенка на жизнь

В правовом обществе права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, даже самого маленького. Равноправие – это когда права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой.

Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка.

Необходимо рассказывать детям об их правах, включая право на уважительное отношение к себе. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

———————————————————————————————-

Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Декларации прав ребёнка (1959г.) провозгласила, что дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума.

Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является первым и основным закрепившим права ребенка – человеческого существа в возрасте до 18 лет, – на самом высоком уровне.

Конвенция ратифицирована всеми странами – членами ООН (за исключением США и Сомали).

Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребёнка в 1990г., чем приняла обязательства обеспечить соблюдение международных стандартов и принципов в области детства, в том числе обязалась принять все необходимые меры для защиты прав ребёнка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия “ребенок” и установлен приоритет его интересов перед интересами общества.

Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на имя;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно статье 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со статьёй 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (статья 13 Конвенции).

На основании статьи 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения – как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение (статья 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( статья 26 Конвенции).

Согласно  статье 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По статье 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании статьи 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

https://www.youtube.com/watch?v=GQe1IIajhv0

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34 Конвенции).

Государства – участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта.

Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Источник: https://xn--n1aiccj.xn--b1aew.xn--p1ai/pravo_str/item/3517969

Адвокат Орлов
Добавить комментарий