Особенности пенсионной системы рф

Особенности пенсионной системы РФ

Особенности пенсионной системы рф

При этом пенсии подразделяются на 2 типа:

  • трудовые;
  • государственные.

Трудовые пенсии, в свою очередь, могут быть:

  1. По старости;
  2. По инвалидности;
  3. По случаю потери кормильца.

Пенсию по старости могут получить мужчины в возрасте 60 и более, а также женщины в возрасте не менее 55 лет.

Трудовую пенсию 2-го вида могут получать инвалиды 1, 2 и 3 группы. Ее назначение не зависит от стажа, причины, по которой случилась инвалидность и времени, когда ее присвоили. При отсутствии страхового стажа инвалиду дается социальная пенсия.

Трудовую пенсию 3-го вида могут получать члены семьи, которые нетрудоспособны и были на иждивении умершего. К ним относятся, например, дети в возрасте до 18 лет.

Граждане, имеющие одновременно право на несколько типов трудовой пенсии, получают пенсию только одного типа.

Средства на трудовые пенсии поступают из страхового фонда. Этот фонд создается за счет страховых взносов, которые вносятся в этот фонд в процессе трудовой деятельности гражданин.

Средства на государственные пенсии берутся из бюджета. Их назначают по критериям, которые обозначены в специальном законе.

К таким выплатам относятся пенсии, выплачиваемые пенсионерам, находившимся на государственной гражданской службе, военной службе, а также на службе в правоохранительных органах.

История

Впервые пенсии начали выплачиваться во Франции офицерам–морякам в 1673 году, а в 1790 году там же начали платить пенсию госслужащим. Пенсионное обеспечение населения во Франции появилось в 1910 году, в Германии в 1890 году, а в Англии — в 1908 году. В дореволюционной России пенсионное обеспечение существовало только для некоторых слоев чиновников и военных.

В СССР положение о пенсиях был принято в 1930 году, а в 1932 году был установлен существующий по настоящее время возраст пенсионеров.

Окончательно система была утверждена в 1956 году соответствующим законом о пенсионном обеспечении.

Виды пенсионных систем

Пенсионные системы подразделяются на два типа:

  • распределительная;
  • накопительная.

До 2002 года пенсия в РФ выплачивалась из госбюджета и носила распределительный характер, то есть выплаты, которые делали работодатели за своих работников, поступали на выплату действующим пенсионерам.

С 2002 по 2010 год в пенсионном фонде существовало три части:

  • базовая;
  • страховая;
  • накопительная.

В настоящее время в РФ существует пенсионная система, которая включает два типа средств — часть их распределяется централизовано, а часть поступает в накопительный фонд. Создание накопительной части пенсионного фонда было связано с трудностями обеспечения пенсиями всех пенсионеров, число которых непрерывно возрастает.

В результате этого страховые взносы уже не могут полностью обеспечить выплаты пенсий, поэтому к ним добавляются средства из бюджета. Например, согласно проекту бюджета на 2016 год, планировалось добавить в пенсионный фонд 810 млрд. руб.

Вариант с накопительной частью подразумевает, что человек будет получать две пенсии — страховую, которая зависит от количества баллов и их стоимости, и накопительную, которая определяется количеством внесенных денег и их обслуживанием в пенсионных фондах.

Страховая часть взносов идет в пенсионный фонд России (ПФР), где она зачисляется на счет работающего гражданина. Зачисление происходит в форме баллов, по которым будут вычисляться пенсионные выплаты при выходе человека на пенсию.

Эти баллы каждый год индексируются. В этом году стоимость 1 балла равна 74 руб. 27 коп. Кроме того, к страховой части пенсии прибавляется фиксированная выплата, которая также индексируется каждый год. В 2015 году она равна 4380 руб.

В зависимости от желания работника накопительная часть взносов может поступать в ПФР или выбранный работником негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Эти средства ПФР может направлять в государственную УК или частные управляющие компании (УК). НПФ также направляет полученные средства в УК. УК инвестируют полученные средства с целью получения дивидендов и увеличения пенсионных средств.

Накопления начали производиться, начиная с 2002 года. При этом фонд накопления касается людей с 1967-м или более поздним годом рождения.

При этом, например, в 2012 года из обязательного взноса в ПФ, который составляет 22% от зарплаты, 6% отправлялось в фонд накопления. Деньги, поступающие в фонд накопления, также должны выплачиваться работнику при выходе его на пенсию.

По постановлению Правительства с начала 2014 года по конец 2016 года выплаты в фонд накопления были приостановлены. То есть, все 22% страховых взносов поступают в страховой фонд ПФР.

Кроме того, ПФР было запрещено отправлять пенсионные накопления в управляющие компании и НПФ.

Это, очевидно, связано с трудностями формирования страхового фонда для выплаты пенсий, а также опасениями по сохранности этих денег.

Для того чтобы в 2017 году восстановить выплату части взносов в фонд накопления гражданину надо было подать заявление в ПФР до конца прошлого года. При отсутствии такого заявления все его взносы будут поступать в страховой фонд.

В США пенсия равна в среднем $1350, если стаж работника не менее 35 лет. Если стаж меньше, то пенсия всего $845. При этом до 40% американцев вносят деньги в НПФ.

При взносе в год $10000 через 10 лет можно иметь добавку к пенсии в $800. Кроме того, многие американцы имеют корпоративную добавку к пенсии, что составляет в среднем $500.

Для наемных работников пенсионные взносы равны семь с половиной процентов. Столько же платит работодатель.

Швеция

В Швеции работодатель платит в ПФ 18,5%. При этом 16% отчисляется в страховую часть, а 2,5% — в накопительную часть фонда. На пенсию люди уходят в 61 год. При этом если пенсионер продолжает работать до 67 лет, то ему добавляют 10%.

В среднем пенсия составляет 980 евро. При небольшом трудовом стаже и сроке проживания в стране в 40 лет можно получить социальную пенсию в 750 евро и пособие на оплату жилья.

Кроме того, до 90% шведов получают доплаты от частных ПФ, которые финансируются компаниями, поощряющими таким образом своих работников.

Германия

В Германии пенсионные взносы составляют 20%, из которых половину платит работодатель. На пенсию немцы уходят в 65 лет. Ограничением в системе является то, что взносы платятся с суммы не более $6000 в месяц. Остальные взносы они платят обычно в частные фонды страхования. В результате пенсия может доходить до 70% от заработка. Но для этого надо иметь стаж работы не менее 12 лет.

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/oplata/pensija

Пенсионная система в 2018 году

Особенности пенсионной системы рф

В пенсионной системе России в 2018 году произойдут изменения, которые коснутся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров.

Повышение пенсий и социальных выплат

Несмотря на то, что страховые пенсии увеличиваются на уровень фактической инфляции за прошлый год, в 2018 году пенсии вырастут выше уровня инфляции 2017 года.

Уже с 1 января 2018 года, а не с февраля, как было раньше, страховые пенсии неработающих пенсионеров вырастут на 3,7%. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 982,9 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла – 81,49 рубля.

В итоге среднегодовой размер страховой пенсии по старости вырастет до 14 075 рублей, у неработающих пенсионеров – до 14 329 рублей.

С 1 февраля на уровень инфляции 2017 года будут проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которую получают федеральные льготники.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, будут повышены с 1 апреля на 4,1%. В итоге среднегодовой размер социальной пенсии вырастет до 9 045 рублей. Средний размер социальной пенсии детей-инвалидов и инвалидов с детства первой группы составит 13 699 рублей.

У пенсионеров, которые работали в 2017 году, в августе 2018 года вырастут страховые пенсии – ПФР проведет традиционную беззаявительную корректировку страховых пенсий.

При этом, как и раньше, в 2018 году в России не будет пенсионеров с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня ПМП.

Все расходы по социальным и пенсионным обязательствам Пенсионного фонда финансово обеспечены и учтены в бюджете Фонда.

Назначение пенсий

По пенсионной формуле, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию по старости в 2018 году необходимо иметь не менее 9 лет стажа и 13,8 пенсионных баллов.

Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно получить в 2018 году, составляет 8,7.

Ожидаемый период выплаты при расчете накопительной пенсии в 2018 году составляет 246 месяцев. Этот параметр используется только для определения размера накопительной пенсии, сама же выплата пенсии – пожизненная.

Каждый гражданин может обратиться за назначением любого вида пенсии не выходя из дома – заявления о назначении пенсии можно подавать через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР или портал госуслуг, там же можно изменить доставщика пенсии.

Основным видом пенсии в России в 2018 году по-прежнему будет страховая пенсия. Численность ее получателей в 2018 году – 40,35 млн человек. Еще 4 млн человек – получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Новый вид пенсии

С 2018 года в России вводится новый вид пенсии – социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны.

Причиной появления нового вида пенсии стало то, что дети, родители которых неизвестны, или, проще говоря, «подкидыши», были изначально поставлены в неравное материальное положение по сравнению с детьми-сиротами – поскольку не имели права на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как юридически никогда не имели ни одного из родителей.

По предварительным данным эта пенсия может быть установлена порядка четырем тысячам «подкидышей».

 Возобновление индексации пенсии после увольнения

Напомним, с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета проводимых индексаций. Когда пенсионер трудовую деятельность прекращает, он начинает получать пенсию в полном размере с учетом всех индексаций, имевших место в период его работы.

В 2016 и 2017 году возобновление индексации пенсии и начало ее выплаты в полном размере происходило спустя три месяца с даты увольнения. С 2018 года эта процедура тоже будет занимать три месяца, но они будут пенсионеру компенсированы.

Выплата полного размера пенсии будет реализована следующим образом. К примеру, пенсионер уволился с работы в марте. В апреле в ПФР поступит отчетность от работодателя с указанием того, что пенсионер еще числится работающим. В мае ПФР получит отчетность за апрель, в которой пенсионер работающим уже не числится.

В июне ПФР примет решение о возобновлении индексации, и в июле пенсионер получит уже полный размер пенсии, а также денежную разницу между прежним и новым размером пенсии за предыдущие три месяца – апрель, май, июнь.

То есть пенсионер начнет получать полный размер пенсии спустя те же три месяца после увольнения, но эти три месяца будут ему компенсированы.

Формирование пенсионных накоплений

Мораторий на формирование пенсионных накоплений законодательно продлен и на 2018 год. В очередной раз напомним – это не «заморозка пенсий» и тем более не «изъятие пенсионных накоплений».

Мораторий на формирование пенсионных накоплений означает, что те 6% страховых взносов, которые могли бы пойти на накопительную пенсию, направляются на формирование страховой пенсии.

Таким образом, в любом случае все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, участвуют в формировании пенсии в полном объеме.

Мораторий никак не влияет на возможность перевода пенсионных накоплений в управляющие компании или из одного пенсионного фонда в другой по желанию гражданина. Но нужно помнить, что менять пенсионный фонд чаще раза в пять лет невыгодно, так как этот шаг уменьшает накопленный инвестиционный доход.

Итоги переходной кампании за 2017 год по переводу пенсионных накоплений как всегда будут подведены к концу I квартала 2018 года.

 Материнский капитал

В программу материнского капитала со следующего года будет внесен ряд значимых дополнений.

Во-первых, семьи с низким доходом, в которых с 1 января 2018 года появится второй ребенок, смогут получать ежемесячную выплату из средств материнского капитала.

Под низким доходом семьи понимается доход, который не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ.

Размер выплаты тоже зависит от региона – он равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в субъекте РФ за II квартал предшествующего года. Если семья обращается за выплатой в 2018 году, ее размер составит прожиточный минимум для детей за II квартал 2017 года.

Во-вторых, снимается трехлетний мораторий на распоряжение материнским капиталом на дошкольное образование детей.

Возможность вступления в программу материнского капитала продлена до 31 декабря 2021 года. То есть для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2021 года. При этом само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены.

Остальные направления использования материнского капитала остаются теми же: улучшение жилищных условий, оплата образовательных услуг для детей, формирование будущей пенсии мамы и оплата товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Подать заявление на получение сертификата и распоряжение его средствами можно через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР или портал госуслуг.

Размер материнского капитала в 2018 году не изменится и составит 453 тыс. рублей.

Электронные сервисы ПФР

Клиентские службы Пенсионного фонда всегда готовы принять всех желающих, но ПФР сделал так, что сегодня большинство его услуг можно получить через интернет – не выходя из дома. Цель ПФР – чтобы людям вообще не надо было приходить в клиентские службы для подачи заявления на госуслугу ПФР.

Все услуги и сервисы, которые Пенсионный фонд сегодня предоставляет в электронном виде, объединены в портал на сайте Пенсионного фонда – es.pfrf.ru. Чтобы получить услуги ПФР в электронном виде, нужно быть зарегистрированным на едином портале государственных услуг gosuslugi.ru. Дополнительной регистрации на сайте ПФР не требуется.

Также рядом услуг Пенсионного фонда можно воспользоваться через бесплатное приложение ПФР для смартфонов, доступное для платформ iOS и Android.

В 2018 году Пенсионный фонд продолжит расширять услуги в электронной форме, поэтому перед походом в ПФР все же зайдите на сайт Фонда – с большой долей вероятности вы сможете решить свой вопрос не выходя из дома.

Если вы еще не зарегистрированы на едином портале госуслуг, то с регистрацией вам также помогут в клиентской службе ПФР. Практически во всех клиентских офисах ПФР можно подтвердить свою учетную запись на портале госуслуг.

Источник: http://www.pfrf.ru/branches/moscow/news~2017/12/28/150381

Сравнительный анализ пенсионной системы россии и германи на современном этапе развития государств

Особенности пенсионной системы рф

Тузина И.Д.

Преподаватель, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Сравнительный анализ пенсионной системы россии и германи на современном этапе развития государств

Аннотация

В статье рассмотрено – внедрение новой пенсионной модели в Российской Федерации и развития  на этой основе  пенсионной системы за счет эффективного использования страховых взносов, оптимизации затрат на оказание услуг и в конечном счете для улучшения обеспечения граждан пенсионными выплатами.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионная модель, пенсионная реформа.

Tuzina I.D.

Teacher, Nizhny Novgorod State University  of N. I. Lobachevsky

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF PENSION SYSTEM OF RUSSIA AND GERMANI AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE STATES

Abstract

In article it is considered – introduction of new pension model in the Russian Federation and developments on this basis of pension system due to effective use of insurance premiums, optimization of costs of rendering services and eventually for improvement of providing citizens with pension payments.

Keywords:  pension system, pension model, pension reform.

Российская пенсионная система функционирует уже более десяти лет. Первые негосударственные пенсионные фонды, созданные в 1993 г.

, стали первой ступенью по адаптации российской системы пенсионного обеспечения к складывающимся условиям функционирования рынка, значительному расслоению населения по количеству доходов, к росту частного сектора в экономике.

На данный момент, однако, российская пенсионная система не может быть конкурентоспособной с иностранными пенсионными организациями. В связи с этим возникает проблема изучения возможности применения зарубежного опыта на пенсионную систему Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;
  • выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;
  • администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
  • назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
  • ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
  • адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии;
  • реализация международных соглашений[3].

Начало первого этапа пенсионной реформы (1991-2001 годы) символизировал Закон Российской Федерации от 1 января 1991 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Это – первый закон в России, основные принципы которого соответствовали международной практике социального страхования.

В целях его реализации был создан Пенсионный фонд Российской Федерации, который своим появлением ознаменовал переход от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию[1].

Учитывая опыт лидирующих стран в организации пенсионных систем с двумя параллельными составляющими, обязательной и добровольной, в 1992 году был издан Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах».

Этот указ заложил правовую базу для появления принципиально новых субъектов в пенсионной системе России – негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Впервые был взят ориентир на построение многоуровневой пенсионной системы и создан второй – добровольный-накопительный компонент пенсионного страхования, получивший название негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).

Таким образом, изначально новая пенсионная модель России строилась на основе комбинации двух систем: государственной (распределительной) и негосударственной (накопительной).

А если учесть, что в государственную систему пенсионного страхования были введены социальные пенсии, то фактически была создана «классическая» трехуровневая пенсионная система, в которой предусмотрен «минимум» – от государства, «максимум» – от размера собственного заработка, трудового стажа и добровольных накоплений.

В смутные 90-е гг. развитие негосударственных пенсионных фондов продолжалось и этому способствовал Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» [1].

В 1990-х даже в условиях острых фаз экономического кризиса, несовершенного правового, налогового и инвестиционного поля негосударственные пенсионные фонды показывали стабильный рост всех своих показателей, и на услуги по НПО постепенно появлялся спрос.

Однако на втором этапе пенсионной реформы (2002-2010 годы) ориентиры несколько изменились.

Пенсионную систему решили основывать на шведской модели: традиционную государственную страховую распределительную систему заменили смешанной распределительно-накопительной с условно-накопительными счетами в ее распределительной части. Только в Швеции данная модель функционирует успешно, а в России возникает много проблем[4].

Для понятия проблем пенсионной системы России необходимо рассмотреть пенсионные системы других развитых стран, например, Германии.

В Германии около 20 % от заработной платы направляется в пенсионную кассу, но этого явно недостаточно для покрытия финансовых потребностей по выплатам текущих пенсий.

Поэтому осуществляются постоянные субсидии пенсионной кассы за счет налоговых поступлений.

Регулярные изменения отдельных элементов государственной пенсионной системы не дают существенных результатов – пенсионный возраст увеличивается, и можно ожидать дальнейших повышений пенсионных взносов[14].

Важным элементом пенсионных реформ и в России, и в Германии, а также в таких странах, как Болгария, Литва, Словакия, Чехия и мн. др., является возрастание значения накопительной части пенсии.

Именно накопительная часть рассматривается как инструмент, позволяющий сделать пенсионную систему более независимой от демографических тенденций и повысить общий уровень пенсионных выплат[13]. В частности, это характерно для Германии, где последовательно были введены накопительные части пенсии в рамках моделей Ристера (2002 г.

) и Рюрупа (2005 г.), и для России, где в 2001 г. была введена накопительная часть пенсии как один из элементов пенсионного обеспечения.

Со вступлением в силу Закона о доходах по возрасту в 2005 г. в Германии была введена новейшая накопительная форма пенсионного страхования, и в соответствии с моделью Рюрупа для получения налоговых льгот пенсионная услуга должна удовлетворять следующим критериям, которые отличаются от модели Ристера:

  • выход на пенсию не ранее 60 лет;
  • выплаты осуществляются пожизненно, ежемесячно;
  • пенсионные взносы не передаются другим лицам;
  • пенсионную услугу нельзя унаследовать; возможен лишь договор о пенсионном страховании оставшихся в живых родственников[11].

В Российской Федерации современная пенсионная модель обустроена следующим образом. Первым элементом является базовая часть. Она выплачивается из средств государственного бюджета. Вторая часть обозначается как страховая и зависит от размеров страховых взносов, выплачиваемых в процессе трудовой деятельности.

Третья часть обозначается как накопительная и финансируется путем капитализации собираемых взносов с применением индивидуальных счетов[15]. Эти счета могут обслуживаться и частными пенсионными фондами.

Внедрение в практику данной модели пенсионной системы началось с принятием законов: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» [5], «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[6], «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [7], «О негосударственных пенсионных фондах» [8].

С  вступлением в силу Федеральных законов «О страховых пенсиях» [9]  и «О накопительной пенсии» [10]  реформирование пенсионной системы России продолжилось.

Негативные демографические тенденции, обнаруживающие себя в развитых индустриальных и постсоциалистических странах, ставят под сомнение надежность традиционной системы финансирования пенсионной системы способом распределения на основании договора поколений.

В Германии, где пенсионное законодательство носит патерналистский характер, предпринимаются попытки стимулировать добровольное участие в капитализированных пенсионных системах путем налоговых льгот и прямых субсидий[12].

В России накопительная часть пенсии является элементом обязательного пенсионного страхования.

В то же время пенсионные реформы в России и Германии имеют и некоторые общие черты. Сходство затрагивает, в первую очередь, такой аспект, как жесткое государственное регулирование капитализированных накопительных систем.

При этом преобладает использование накопленного капитала в виде ежемесячных пожизненных пенсионных выплат.

Это характерно для вышеназванных моделей Рюрупа и Ристера в Германии (в модели Ристера использование накопленного капитала на ежемесячные пенсионные выплаты является обязательным только с 85 лет) и для действующей модели финансирования накопительной части пенсии в России.

Для обеих стран нехарактерны популярные в США модели, допускающие возможность единовременных выплат большой пенсионной суммы. Определенные сходства касаются также жестких ограничений возможностей инвестирования средств, предназначенных для финансирования накопительной части пенсии[2].

Таким образом, осуществляющаяся с 2002 г. пенсионная реформа в России проходит в контексте мировых тенденций развития в данной сфере, т. е. с учетом зарубежного опыта, в особенности опыта европейских стран, в том числе Германии.

Новая российская пенсионная система далеко не тождественна немецкой, но сходится с ней в некоторых аспектах.

Россия должна ориентироваться на новые зарубежные пенсионные схемы, однако при этом не забывать о своей специфике, которая обусловливается такими факторами, как уровень доходов плательщиков пенсионных взносов, уровень развития отечественного финансового рынка и темпы инфляции.

 

Литература

  1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, 29 июня 2010 года.
  2. Маурер Раймонд. Накопительная часть пенсии как элемент реформирования пенсионных систем в России и Германии / Раймонд Маурер, Фейгин Г.Ф., Ральф Рогалла // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – Франкфурт-на-Майне, Германия, СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. – 2011. – № 6. – С. 13-20.
  3. Пенсионный Фонд Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/about/isp_dir/ (дата обращения 30.04.2015 г.).
  4. Сухорукова Е.В. Пенсионная система России: проблемы и перспективы реформирования / Е.В. Сухорукова // Этап: Экономическая теория, анализ, практика. – М.: Институт эффективных технологий. – 2010. –  № 5. – C. 122-138.

Источник: https://research-journal.org/law/sravnitelnyj-analiz-pensionnoj-sistemy-rossii-i-germani-na-sovremennom-etape-razvitiya-gosudarstv/

Пенсионная система РФ: понятие, общая характеристика

Особенности пенсионной системы рф
Определение 1

Системой пенсионного характера является определенная система взаимосвязанных, а также взаимодействующих финансовых источников, учреждений и каких-либо органов, субъектов обеспечения, а также видов обеспечения и конкретных нормативных актов правовой направленности, направленных в свою очередь на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Представляя собой специальное целостное образование, общая характеристика пенсионной системы РФ в зависимости от каких-либо источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов – то есть определенных частей, в качестве которых выступают:

  • обеспечение пенсионного характера по обязательному страхованию пенсионного характера;
  • пенсионное обеспечение государственной направленности;
  • дополнительное пенсионное обеспечение. Где каждая из частей системы пенсионного порядка в свое время является специальной системой, состоящей из конкретных элементов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.

Стоит отметить, что в качестве каких-либо элементов каждой из частей пенсионной системы выступают специальные подсистемы:

  • определенная подсистема финансирования;
  • управленческая подсистема;
  • подсистема, которая занимается обеспечением субъектов;
  • подсистема обеспечения различных видов;
  • подсистема правового характера.

Части пенсионной системы

По большей части особенности системы пенсионной направленности определяются лежащими в ее основе специальными принципами финансирования, которые в свою очередь подразделяются на распределительные и накопительные.

На данный момент времени в Российской Федерации в результате проведенной определенной реформы система пенсионного характера носит смешанный характер.

Используется, во-первых, система распределительной направленности, в процессе которой источником непосредственного характера выплат являются в зависимости от конкретного вида пенсии или ее части государственный бюджет, или взносы страхового характера, поступающие в ПФР.

Во-вторых, применяется необходимая система имеющая накопительную направленность. На данный период времени, для того чтобы профинансировать накопительные части взносы поступают за лиц 1967 года рождения и моложе.

Что касается средств относительно выбора застрахованного лица, то они уплачиваются в ПФР или специальный негосударственный пенсионный фонд, а также вполне могут переводиться из одного фонда в другой. В-третьих, есть дополнительное пенсионное обеспечение (в котором обычно используются распределительные и накопительные принципы). Преобладание абсолютной направленности с точки зрения количества пенсий и их доли в расходах общего характера на пенсионное обеспечение имеет конкретный распределительный принцип.

https://www.youtube.com/watch?v=tWr0SK7xzws

Замечание 1

Достаточно важным является тот момент, что в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются именно государственные системы распределительного характера.

Пенсионное обеспечение

Обеспечений пенсионной направленности по обязательному пенсионному страхованию выступает в качестве специальной части пенсионной системы, которая в свое время занимается обеспечением гражданам трудовых пенсий за счет начисления страховых взносов.

Отношения, которые имеют тесную связь с начислением и уплатой страховых взносов в ПФР, а также отношения, которые появились в процессе осуществления регулирования над начислением и, конечно, уплатой страховых взносов, контролируются Законом о взносах страхового порядка, и Законом об обязательном страховании пенсионной направленности.

Согласно 22 статье закона об обязательном пенсионном страховании на 2011 год были установлены специальные тарифы страховых взносов для страхователей (лиц, которые в свое время осуществляют выплаты физическим лицам): всего в районе 26,0% от всей большой базы для процесса начисления определенных взносов страхового характера; на финансирование страховой части пенсии трудовой направленности: а) для тех граждан, которые родились в 1966 году и старше – 26,0%; б) для граждан, которые родились в 1967 году и моложе – 20,0%; на осуществление специального финансирования накопительной части пенсии трудового характера для лиц родившихся в 1967 году и моложе – 6,0%. На момент времени 2012-2013 года отмеченные величины составляют 22%, 16 и 6% соответственно. А что касается выплат сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов предусмотрены 10%. Помимо этого, введено специальное разделение тарифа на солидарную, а также индивидуальную часть. Солидарная часть тарифа в отличие от индивидуальной никаким образом не оказывает влияния на показатели, которые используются для определения размера трудовой пенсии застрахованного лица. Часть индивидуальной направленности в свое время составляет 16%, 10% (формируют расчетный капитал пенсионного характера) и 6% (осуществляют формирование пенсионных накоплений) соответственно в конкретных пределах максимальной величины базы для начисления взносов страховой направленности.

Замечание 2

Лица, которые являются самозанятыми (чаще всего в роли таких граждан выступают предприниматели занимающиеся индивидуальной деятельностью) уплачивают необходимые взносы основываясь на конкретной стоимости страхового года.

Определенное влияние некоторых периодов нестрахового характера (например, тот период времени, когда осуществляется забота родителями за ребенком до достижения им определенного возраста полутора лет и др.) на конкретный объем пенсионных прав граждан обеспечивается при помощи специальных средств федерального бюджета.

В качестве одного из самых важных средств обеспечения функционирования обязательного страхования пенсионной направленности, в том числе какой-либо взаимосвязи уровня обеспечения с вкладом трудового характера застрахованного лица, является конкретный индивидуальный (еще называющийся персонифицированный) учет.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravo-sotsialnogo-obespechenija/pensionnaja-sistema-rf/

Особенности пенсионной системы рф

Особенности пенсионной системы рф

Санкт-Петербург

07 мая 2015г.

   Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

    22 декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР принял решение о создании Пенсионного Фонда РФ – финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. [1]

     С 1 января 1991 года обязанности по распределению средств, предназначенных для выплат пенсий и некоторых государственных пособий, были переложены на Пенсионный фонд.

   Современная пенсионная система России формировалась с 1995 года. Именно тогда правительство утвердило три «кита» пенсии: базовую (социальную), страховую и накопительную части. По состоянию на текущий год базовая составляющая преобразована в фиксированную часть пенсии.

Для разных типов пенсионеров размер базовой части будет отличаться, но каждый год еѐ будут индексировать, кроме того этот тип обеспечения положена всем россиянам и не зависит от наличия трудового стажа. Страховая пенсия, еще недавно формировавшаяся работодателям в рублях, сейчас будет представлена балльной системой.

Каждый рабочий год будет оцениваться в пенсионных коэффициентах, они зависят от размера стажа и величины налогооблагаемого заработка. При выходе на пенсию баллы суммируются и умножаются на стоимость, которое правительство должно определять ежегодно и обязалось индексировать. Накопительная часть пенсии россиян появилась в 1998 году.

Формируется она из страхового тарифа, который работодатель уплачивает в пенсионный фонд. Весь тариф это 22% от нашей заработной платы, но не вычитаемая из нее, а дополнительно уплачиваемая. Из них 6% тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а может – по выбору гражданина – все 22% идти на формирование страховой пенсии.

Текущий год последний, когда россияне могут сделать выбор в пользу накопительной части пенсии, оставшиеся молчуны автоматически лишаться этого права, взамен они получат пропорциональное увеличение страховой части пенсии.

   С 2014 года, причине дефицита пенсионного фонда России, отчисления накопительной части из него в негосударственные пенсионные фонды не проводятся.

В правительстве возобновилась дискуссия о дальнейшей судьбе этой части выплат по старости, не смотря на позицию социального блока кабинета министров, выступающих за отмену накопительной части пенсии.

Только за последние два года число россиян, вступивших в систему НПФ утроилось, сегодня их около 20 миллионов человек. [2]

    Для получения страховой  пенсии гражданин должен соответствовать определенным требованиям пенсионного фонда: достижение определенного возраста (для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет), стаж (не менее 15), уровень индивидуального пенсионного коэффициента (не менее 30 баллов).

    С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости будет назначаться по новой пенсионной формуле.

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ)

СП – страховая пенсия в год назначения пенсии

ФВ – фиксированная выплата в год назначения пенсии

КПВ – коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии)

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных  коэффициентов гражданина)

    СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии. (Годовой пенсионный коэффициент – это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.

Он равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной на 10.

Особый годовой коэффициент присваивается за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву, уходом за ребѐнком, ребѐнком-инвалидом, гражданином старше 80ти лет (максимальное значение в 2015 году составит 7,39).)

    Граждане 1967 года рождения и младше смогут до 31 декабря 2015 года выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

·   Направить  все страховые взносы на формирование страховой пенсии (тариф страховых взносов  на накопительную часть — 0 %);

· Продолжить формировать накопительную пенсию, сохранив тариф страховых взносов в размере 6%

Для граждан, которые захотят перейти в Негосударственный Пенсионный Фонд, нужно совершить несколько шагов:

1.     Выбор Негосударственного Пенсионного Фонда (НПФ).

2.     Обращение в выбранный НПФ и заключение с ним договор об обязательном пенсионном страховании.

3.     Обращение в ПФР с заявлением о переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд (не позднее 31.12.2015 года). Подача заявления происходит следующими способами:

a.     лично (через представителя) в клиентскую службу территориального органа ПФР или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

b.     по почте.

c.      в форме электронного документа через портал www.gosuslugi.ru или через «Кабинет застрахованного лица» на официальном сайте ПФР.

4.     После перевода средств пенсионных накоплений в выбранный негосударственный пенсионный фонд, выбранный НПФ становится вашим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в части формирования пенсионных накоплений.

    Для самозанятого населения (ИП, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой) существует немного другая система накопления будущей пенсии, при этом помня, что теперь их пенсия зависит только от них самих

    Регистрация и снятие с регистрационного учета осуществляется в беззаявительном порядке по сведениям, полученным из Федеральной налоговой службы и федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере юстиции.

Документ, подтверждающий факт регистрации, может быть направлен страхователю почтой, либо по электронной почте. Уведомление о регистрации и снятии с регистрационного учета в ПФ РФ с регистрационным номером на бумажном носителе плательщик  вправе получить добровольно в заявительном порядке.

Снятие с регистрационного учета не требует обращения плательщика в ПФ РФ.

    Выплаты в ПФР. Самозанятое население уплачивают страховые взносы отдельно на обязательное пенсионное (26%) и медицинское страхование (5,1%) Периодичность уплаты можно выбрать на свое усмотрение (единовременно, либо несколькими платежами в течение года, но не позднее 31 декабря текущего года).

    Если плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям самозанятого населения – ИП, который уплачивает страховые взносы за себя, и работодателя, который уплачивает взносы за своих работников, то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

    В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок начисляются пени. [3]

    В конце сентября 2013 года стало известно, что пенсионные накопления граждан за 2014 год не поступят в Пенсионный фонд и НПФ (негосударственный пенсионный фонд), а будут направлены в распределительную систему. Предполагается, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений.

   В конце 2014 года был принят закон, продляющий «пенсионный мораторий» на 2015 год.

     Можно констатировать, что система обязательного пенсионного обеспечения в РФ придерживается общемировых тенденций. Использование чужого опыта позволяет избежать ряда собственных ошибок. Однако Россия не избежала традиционных проблем, самая актуальная из которых – дефицит средств ПФ РФ. Действительно действенное решение проблемы возможно только посредством кардинальных мер.

Список литературы

Источник: http://izron.ru/articles/voprosy-i-problemy-ekonomiki-i-menedzhmenta-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-me/sektsiya-1-ekonomicheskaya-teoriya-spetsialnost-08-00-01/osobennosti-pensionnoy-sistemy-rf/

Адвокат Орлов
Добавить комментарий