Международные договоры содержащие нормы трудового права

Статья 10 ТК РФ. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права

Международные договоры содержащие нормы трудового права

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемая статья имеет непосредственную связь с ч. 4 ст.

15 Конституции РФ, где говорится, что “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.

2. К общепризнанным принципам международного права относятся выработанные мировым сообществом и закрепленные в международно-правовых актах положения, получившие всеобщее признание как среди государств – основных субъектов международного права, так и среди других его субъектов. Иначе их называют общепризнанными международно-правовыми нормами общего содержания.

Нормы международного права – юридически обязательные правила поведения государств и других субъектов международного права в их международных отношениях.

Конвенционная (в отличие от обычной нормы) норма международного права является результатом согласования воль государств (других субъектов международного права), которые обязуются добровольно ее выполнять.

Добровольное соблюдение международно-правовых обязательств, норм международного права всеми субъектами составляет одну из характерных черт международного права как самостоятельной и особой правовой системы.

Вместе с тем в необходимых случаях соблюдение норм международного права обеспечивается соответствующими мерами, принимаемыми индивидуально или коллективно самими субъектами международного права в соответствии с его общепризнанными принципами и Уставом ООН и учредительными актами других международных организаций, среди которых особое место занимает МОТ.

Существует 2 основных способа создания нормы международного права и одновременно основных ее источника: договор и обычай. Обязательная юридическая сила договорных (конвенционных) и обычных норм международного права одинакова.

Это закреплено практикой государств, Уставом ООН, Статутом Международного суда ООН, Венской конвенцией “О праве международных договоров” (1969 г.).

Нормы международного права могут быть классифицированы по числу субъектов международного права (главным образом государств), признающих данные нормы юридически обязательными для себя, на универсальные, региональные и локальные.

По объему и содержанию заключающихся в нормах международного права предписаний они подразделяются на общие, т.е. определяющие коренные основы поведения государств (и других субъектов международного права) и международных отношений, и специальные, регулирующие более узкие вопросы, относящиеся к отдельным отраслям международных отношений.

Международный договор – соглашение между государствами и другими субъектами международного права по различным вопросам их взаимных и международных отношений, устанавливающее для его участников международные права и обязанности. В зависимости от органов, заключающих международные договоры, различают межгосударственные, межправительственные, межведомственные договоры. Договоры могут быть двусторонними и многосторонними.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ.

Международные договоры РФ заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией РФ, названным Федеральным законом.

3. Наиболее важные международно-правовые принципы и нормы, относящиеся к труду, сформулированы в актах ООН, среди которых Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.

) (общепринятое название всех этих актов – Международный билль о правах человека), Конвенция “О предупреждении преступления геноцида и наказании за него” (1948 г.), Конвенция “О статусе беженцев” (1951 г.), Конвенция “О статусе апатридов” (1954 г.), Конвенция “О ликвидации всех форм расовой дискриминации” (1965 г.

), Декларация “О ликвидации дискриминации в отношении женщин” (1967 г.), Конвенция “О пресечении преступления апартеида и наказании за него” (1973 г.), Конвенция “О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин” (1979 г.

), Конвенция “Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания” (1984 г.), Декларация “О правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают” (1985 г.), Конвенция “О правах ребенка” (1989 г.), Конвенция “О правах инвалидов” (2006 г.

), Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (2006 г.), Конвенция N 188 МОТ “О труде в рыболовной отрасли” (2007 г.).

К международным принципам и правам относятся, например, принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации, принцип равенства прав мужчин и женщин, принцип соблюдения фундаментальных прав и свобод независимо от ситуации, право на труд и свободный выбор работы, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на защиту от безработицы, право создавать профессиональные союзы и вступать в них, право на социальное обеспечение и др.

4. Общепризнанные принципы, выработанные МОТ, зафиксированы прежде всего в Уставе МОТ 1919 г., Декларации “О целях и задачах Международной организации труда” (1944 г.) и Декларации “Об основополагающих принципах и правах в сфере труда” (1998 г.).

Другой важнейшей группой актов, содержащих международные нормы общего характера, являются Конвенции МОТ: N 29 “О принудительном труде” (1930 г.), N 105 “Об упразднении принудительного труда” (1957 г.

), N 87 “О свободе ассоциаций и защите права на организацию” (1948 г.), N 100 “О равном вознаграждении” (1951 г.), N 111 “О дискриминации в области труда и занятий” (1958 г.), N 138 “О минимальном возрасте для приема на работу” (1973 г.

), N 182 “О наихудших формах детского труда” (1999 г.).

В документах МОТ к числу так называемых приоритетных актов относятся также Конвенции МОТ: N 81 “Об инспекции труда” (1947 г.), N 129 “Об инспекции труда в сельском хозяйстве” (1969 г.), N 122 “О политике в области занятости” (1964 г.) и N 144 “О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)” (1976 г.).

5. Международно-правовые акты МОТ делятся на 2 основные группы: международные конвенции и международные рекомендации (особую немногочисленную группу составляют протоколы, их до настоящего времени принято 5), которые являются международными многосторонними договорами.

Принимаются они на сессиях ежегодно проводимой Международной конференции труда. Порядок вступления в силу конвенций регулируется в одной из последних статей каждой из них: требуется определенное количество ратификаций.

Не набравшая нужного количества ратификаций конвенция не вступает в силу.

Любую информацию о содержании международно-правовых актов, принятых МОТ, и по вопросам процедурного характера можно получить в бюро МОТ в Москве (адрес: Москва, 103031, ул. Петровка, д. 156, офис 23; электронный адрес: www.ilo.ru или www.ilo.org/publns). По электронной почте можно получить каталог издания МОТ (pubvente@ilo.org).

6. Отмена или изъятие конвенций или рекомендаций относится к числу относительно новых процедур, введенных в Устав МОТ (п. 9 ст. 19) по решению Международной конференции труда в 1997 г.

Применяются процедуры отмены действующей конвенции или изъятия конвенции, которая не вступила в силу, или, наконец, изъятия рекомендации в том случае, когда Международное бюро труда по поручению Административного совета направляет ему доклад, содержащий всю необходимую информацию, которой располагает.

Приняв предложение, Административный совет вносит отдельным пунктом в повестку дня Конференции вопрос об отмене или изъятии какого-либо акта.

Главным мотивом такого шага может быть мнение, что какая-либо конвенция или рекомендация более не служит своей цели или не способна вносить полезный вклад в дело достижения целей Организации.

Конференция большинством в 2/3 , поданных присутствующими делегатами, выносит положительное решение об отмене или изъятии рассматриваемого акта (конвенции или рекомендации), принятого ранее в соответствии с положениями ст. 19 Устава МОТ. Впервые процедура изъятия конвенций была применена в 2000 г., когда Конференция приняла решение об изъятии Конвенций N 31, 46, 51, 61 и 66. В последующем она дважды применялась в отношении рекомендаций.

7. Порядок принятия решения о присоединении к конвенциям и их вступления в силу для каждой из ратифицировавших стран определен соответствующим национальным законодательством. Так, в Российской Федерации согласно ст.

16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” решение о присоединении к той или иной конвенции принимается Правительством РФ и закрепляется федеральным законом.

8.

Учитывая направленность приведенных выше положений национального законодательства в сторону признания за международно-правовыми принципами, нормами и договорами статуса составной части правовой системы РФ, уместно вести разговор о международно-правовом регулировании труда в Российской Федерации. На одном из первых мест среди них стоит вопрос о соответствии национальных норм международным нормам:

об использовании международных норм в случае пробельности в национальном трудовом законодательстве;

о применимости международно-правовых норм во внутренней правоприменительной практике, когда могут возникнуть следующие ситуации: а) конвенция применяется посредством норм национального законодательства, которые должны быть приняты в силу ее положений; б) конвенция не предусматривает принятия таких норм, и ее положения действуют непосредственно; в) конвенция содержит иные правила, нежели нормы национального закона, и имеет приоритет над последними.

9. Европейскими нормами, относящимися к регулированию трудовых отношений, считаются те, которые зафиксированы в документах Совета Европы и актах органов Европейского союза. Среди первых наибольшее внимание обращено на Европейскую конвенцию “О защите прав человека и основных свобод” (1950 г.), Европейскую социальную хартию 1961 г., Европейский кодекс социального обеспечения (1964 г.).

10. Конвенция N 144 МОТ “О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм” (1976 г.

) и Рекомендация N 113 МОТ “О консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями работодателей и работников в отраслевом и в национальном масштабе” (1960 г.

) содержат механизм, позволяющий более эффективно использовать международные трудовые нормы.

Источник: https://rulaws.ru/tk/CHAST-PERVAYA/Razdel-I/Glava-1/Statya-10/

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового и международного права

Международные договоры содержащие нормы трудового права
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового и международного права

Правовые принципы относятся к важнейшему элементу ТП.

Правовые принципы относятся к важнейшему элементу трудового права, вызывающему ряд дискуссий. Долгое время споры ученых возникают не только относительно их содержания, но и общего понимания данного определения.

В качестве правовых принципов принято понимать исходные начала, которые выражают суть и социальное предназначение каждой отдельной отрасли.

 Трудовое право международного уровня имеет ряд принципов, наделенных особых значением.

Наиболее приоритетные направления нормотворчества МОТ, составляющие, в том числе, и принципы отрасли, обозначены в Декларации, принятой организацией в 1998 году.

Действие декларации распространяется на страны участницы МОТ, вне зависимости от того, прошел ли данный документ ратификацию в их странах или нет. Декларация действует в силу того, что государства присоединены к общему Уставу.

Обязательным для таких стран является и соблюдение Филадельфийской декларации, появление которой произошло в 1994 году. Этот документ имеет статус приложения к Уставу.

Важнейшие принципы международного права, регулирующего трудовые отношения, являются:

  • свобода объединений и действенного признания прав, касающихся проведения переговоров на уровне трудовых коллективов;
  • исключение всей совокупности форм труда, связанных с принуждением или обязательностью;
  • полный запрет использования труда детей;
  • недопущение дискриминационных действий в трудовой сфере.

Данные принципы являются наиболее универсальными, однако, некоторые юристы говорят об их недостаточности. Со стороны МОТ отмечается регулярное проведение международных компаний по продвижению вышеизложенных принципов в странах-участницах.

Помимо тех принципов, которые касаются международной правовой отрасли, трудовые договоры должны быть:

  • заключены на основе взаимных соглашений участников отношений;
  • нацелены на установление и выполнение работников определенных трудовых функций;
  • возмездными;
  • выполнены исключительно сторонами.

Действия норм трудового права и актов, содержащих нормы трудового права, которые существуют на территории России, не должны противоречить международным нормам.

Международные трудовые договоры

Законодательство в сфере труда имеет сложную комплексную структуру, которая включает в себя частные и публичные нормы. Обязательность государственного регулирования данного отсека отношений обоснована ее социальной значимостью, необходимостью в обязательной защите интересов ее участников.

Трудовые отношения, которые возникают с международными субъектами, имеют неоднородную правовую природу. Воздействие на них оказывают различные системы и отрасли права.

Определенная часть таких отношений подлежит регулированию со стороны норм международного публичного права, вторая же регулируется внутренними правовыми отраслями. При этом во главу ставится международное законодательство трудовой сферы.

Для двусторонних соглашений, которые заключены российской стороной и иностранным государством, характерно наличие норм международного частного трудового права.

Именно они регулируют процесс принятия на работу в предприятия и организации, которые договорились об этом в рамках международных соглашений. Россия имеет такие договоренности с Болгарией, Китаем и рядом других стран.

Основную часть вопросов, возникающих в сфере международных трудовых отношений, разрешают нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права той страны, в которой происходит трудовой процесс.

ТК РФ занимает главенствующую позицию среди актов, содержащих нормы трудового права в России. Данный документ не имеет коллизионных расхождений с законодательством МОТ.

Урегулировать трудовые отношения с иностранными элементами позволяют международные договора, составляющие нормативную базу МОТ, отражающие всю специфику таких отношений.

Национальное законодательство о труде

Отдельные правовые нормы сгруппированы в единые носители – нормативные акты, выступающие в качестве источников права. Их объединение создает систему таких источников.

Для российской системы национального законодательства характерно наличие законодательных и подзаконных  актов, имеющих различную юридическую силу, сферу влияния, порядок принятия.

Положения ТК РФ являются основополагающими в регулировании отношений трудовой сферы, наряду с Конституцией и федеральным законодательством.

Нормативные акты, содержащие нормы трудового права и их иерархия, отражены в ст. 5 ТК. Помимо основополагающих актов, в данную систему входят указы президента, постановления Правительства, органов, осуществляющих исполнительную власть. Отдельной разновидностью выступают акты, издаваемые местными органами самоуправления.

В качестве отдельных источников отмечаются коллективные договоры и соглашения, а также локальная документация, принятая в отдельных организациях.

Положения ТК определяют общее правило, согласно которому весь спектр ФЗ, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления труда, должны находиться в полном соответствии ТК. При наличии разногласий в правовых источниках, применению подлежат нормы кодекса.

Как результат, ТК представляет собой не только кодифицированный федеральный законодательный акт, но также является главенствующим и приоритетным перед иными актами отраслевого законодательства.

Разграничение полномочий государственных органов, нацеленных на регулирование отношений между субъектами труда, установлено ст. 6 ТК.

Наиболее важные вопросы трудовой сферы, урегулируются федеральными органами власти. Данные органы осуществляют работу по определению порядка трудоустройства и его прекращения, рассмотрения трудовых споров всех уровней, расследования производственных несчастных случаев и т.д.

В отдельных субъектах РФ могут приниматься правовые акты по урегулированию трудовых отношений лишь в той части, которая не подведомственна к урегулированию со стороны федеральных государственных органов.

Данное положение свидетельствует о том, что установление дифференцируемых норм, которые относятся к специальной части отрасли, возможно на любом уровне государственной власти.

Конвенции МОТ, действующие на территории России

Среди актов, содержащих нормы трудового права, выделяются и конвенции МОТ. Сама организация наделена уникальной структурой, которая подразумевает участие в ее органах исключительно работников и работодателей, представляющих страны-участницы.

Деятельность МОТ нацелена на защиту и обеспечение прав работников, социального партнерства, снижение уровня безработицы. Достичь поставленных задач позволяет принятие ряда конвенций, которые определяются трудовые стандарты международного уровня.

Особую актуальность в деятельности МОТ получили трудовая и сезонная миграция, а также решение тех проблем, которые связаны с нелегальной эмиграцией.

Участники МОТ, в соответствии с ее уставом, обязаны отдавать предпочтение международному законодательству при возникновении трудовых споров, подлежащих судебному рассмотрению и тем, по которым решения принимаются компетентными органами.

Действия норм трудового права и актов, содержащих нормы трудового права, существующих на территории РФ, осуществляются при полном взаимодействии с положениями конвенций МОТ, что обосновано фактом участия России в данной организации.

Действующее законодательство не имеет коллизионных расхождений с международными нормами в сфере труда.

На территории РФ действуют такие конвенции, которые:

  • запрещают наихудшие формы детского труда;
  • предоставляют возможность формирования частных агентств занятости;
  • гарантируют возможность использования надомного труда;
  • обеспечивают безопасность и гигиену труда на шахтах;
  • устанавливают неполное рабочее время для отдельных категорий лиц;
  • регламентируют правила ночного труда.

Перечень конвенций не является оконченным. 

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/tz-i-inye-akty-soderzhashhie-normy-trudovogo-i-mezhdunarodnogo-prava.html

Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права

Международные договоры содержащие нормы трудового права

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

1. Одной из особенностей трудового права России является то, что система источников этой отрасли права включает в свой состав большой блок международно-правовых актов, содержащих принципы и нормы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Такое положение основывается на ч. 4 ст.

15 Конституции РФ, которая установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Те же положения содержатся в ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

В практическом плане данное положение Закона открывает путь для прямого применения норм международного трудового права всеми уполномоченными на то субъектами. На это суды нацеливают, в частности, разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г.

№ 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Согласно этому постановлению под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо, а под общепризнанной нормой международного права — правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Конкретное содержание указанных принципов и норм международного права раскрывается в документах ООН и ее специализированных учреждений, одним из которых является МОТ. При этом частью правовой системы Российской Федерации являются не только международные акты, принятые при участии России, но и международные акты, принятые СССР и действующие в отношении Российской Федерации как правопреемника СССР.

В число важнейших действующих в России международно-правовых актов входят: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свободах 1950 г., Филадельфийская 1944 г. и две Женевские декларации МОТ 1998 г. и 2008 г.

Система трудового права России включает также принципы и нормы международного права, которые содержатся в специализированных конвенциях МОТ, международно-правовых актах, принимаемых региональными объединениями государств, и в двусторонних соглашениях и договорах, заключаемых Россией с иностранными государствами. Как правило, эти международно-правовые акты становятся частью правовой системы России в силу их ратификации.

2. В современном мире нормы международного права обычно служат источником фундаментальных прав человека или гражданина, в том числе применительно к лицам, которые выполняют или намереваются выполнять роль труженика. Например, Всеобщая декларация прав человека в ст.

23, 24 закрепила следующие права такого рода: 1) на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы; 2) равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; 3) справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения; 4) создание профессиональных союзов и вхождение в профессиональные союзы для защиты своих интересов; 5) отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск. Аналогичные положения, только в более развернутом виде, содержатся и в ст. 6—8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Российская система трудового права включает также принципы и нормы международного трудового права, содержащиеся в документах МОТ, членом которой является Россия.

Роль данных документов выполняют в первую очередь основополагающие документы МОТ, например ее Устав, декларации «Относительно целей и задач Международной организации труда» (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г.), «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г.

Женеве 18 июня 1998 г.) и «О социальной справедливости в целях справедливой глобализации» (принята в г. Женеве 10 июня 2008 г.).

Устав и Филадельфийская декларация МОТ установили следующие фундаментальные принципы, на которых основываются вся деятельность МОТ и создаваемые ею нормы международного трудового права: а) труд не является товаром; б) свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса; в) нищета в любом месте выступает угрозой для общего благосостояния; г) борьба с нуждой должна вестись с неослабевающей энергией в каждом государстве и постоянными и согласованными усилиями в международном масштабе, в которых представители трудящихся и работодателей, пользующиеся равными правами с представителями правительств, объединяются для свободного обсуждения и принятия демократических решений в целях содействия общему благосостоянию.

В свою очередь, Декларация «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» к числу фундаментальных принципов международного трудового права относит: а) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; в) действенное запрещение детского труда; г) недопущение дискриминации в области труда и занятий. Декларация «О социальной справедливости в целях справедливой глобализации» дополняет перечисленные принципы указаниями на то, что в контексте ускоряющейся глобализации экономических и социальных процессов усилия каждого государства — члена МОТ, направленные на исполнение уставного мандата МОТ, должны также распространяться на превращение полной и продуктивной занятости населения и достижение цели обеспечения человека достойным трудом в стержень экономической и социальной политики, которая должна строиться на четырех, в равной степени важных, стратегических задачах МОТ и входящих в нее государств. К числу этих задач данная Декларация относит: 1) содействие занятости благодаря формированию институциональной и экономической среды; 2) разработку и расширение мер социальной защиты — социального обеспечения и защиты работников; 3) содействие социальному диалогу и трипартизму; 4) соблюдение, содействие и реализацию основополагающих принципов и прав в сфере труда, которые имеют особую важность и как основополагающие права, и как благоприятные условия, необходимые для всеобъемлющего решения всех стратегических задач.

  • 3. Конкретные нормы международного трудового права как определенные международные трудовые стандарты содержатся главным образом в конвенциях МОТ. Они касаются вопросов применения наемного труда, улучшения его условий, охраны, защиты индивидуальных и коллективных интересов работников и др. К настоящему времени МОТ приняты 3 декларации и 189 конвенций (плюс одна объединенная конвенция), 202 рекомендации. Из них Российской Федерацией в настоящее время ратифицированы 72 конвенции, из которых 53 в силе.
  • 4. Согласно ч. 2 ст. 10 ТК положения международных договоров с участием России имеют приоритет над другими нормами российского трудового права, поэтому в случае коллизии этих положений с законами и иными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. Об этом же говорится в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и в п. 2 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации». При этом положения официально опубликованных международных договоров РФ действуют в России непосредственно. На практике это означает необходимость всем уполномоченным на то субъектам знать и напрямую применять положения конвенций МОТ, которые ратифицированы нашей страной.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяют- 32

ся на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом. [1]

лиц, имеющих стандартный статус работника, они по общему правилу должны распространяться на работников со статусом акционеров, участников товариществ, представителей руководящего персонала различных юридических лиц, причем независимо от организационно-правовых форм и форм собственности последних (см. п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

  • 2. Нормы трудового права распространяются также на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории РФ. Для признания работодателя субъектом трудового права по общему правилу не имеет значения: а) является он физическим или юридическим лицом (организацией); б) финансируется его деятельность из какого-либо бюджета (государственного, муниципального и др.) или он функционирует на коммерческих началах; в) создана организация-работодатель за счет национальных или иностранных инвестиций и др. Для действия норм трудового права не имеют значения и такие факторы, как организационно-правовая форма юридического лица, его экономический потенциал, форма собственности, численность работников и др. Разумеется, все они могут вызывать определенные особенности в регулировании трудовых отношений, при условии, что они установлены нормами ТК либо иных федеральных законов.

Источник: https://m.studref.com/408281/pravo/trudovoe_zakonodatelstvo_inye_akty_soderzhaschie_normy_trudovogo_prava_normy_mezhdunarodnogo_prava

Договоры как источники трудового права

Международные договоры содержащие нормы трудового права

В сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений действуют различные виды договоров, призванные регулировать указанные отношения. Все они могут быть классифицированы но нескольким основаниям1:

Маврин С. П., Филиппова М. В., Хохлов Е. Б. Трудовое право России : учебник. СПб., 2005. С. 96.

Рассмотрим указанные договоры, взяв за основу первую из приведенных выше классификаций.

Международные договоры

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-Ф5 «О международных договорах Российской Федерации»),

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Аналогичная норма содержится в ст. 10 ТК.

Таким образом, наряду с международными договорами источниками трудового права являются общепризнанные принципы и нормы международного права.

ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — это правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № Б «О применении судами обшей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»),

Международные договоры занимают особое место в системе источников трудового права. Они имеют приоритет перед национальным законодательством. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 2 ст.

10 ТК, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно (ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»),

К международным договорам, содержащим нормы трудового права, относятся:

  • 1) акты ООН: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.;
  • 2) акты Совета Европы, членом которого является Россия: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г.;
  • 3) международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами (например, Соглашение государств — участников СНГ о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при их нахождении вне государства проживания от 9 декабря 1994 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о временной трудовой деятельности граждан от 29 июня 1999 г.);
  • 4) акты Международной организации труда (МОТ): декларации, конвенции, рекомендации.

ДЕКЛАРАЦИЯ МОТ — акт, провозглашаюший основные идеи, на которых базируется международное правовое регулирование трудовых и связанных с ними отношений. Де- клараиия не требует ратификации.

На данный момент МОТ принято две декларации — Филадельфийская декларация «О целях и задачах Международной организации труда» 1948 г. и Женевская декларация «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г.

КОНВЕНЦИЯ МОТ — многостороннее международное соглашение государств — членов МОТ, подлежащее ратификации и налагающее обязательства на ратифицировавшие ее государства. Страны, не ратифицировавшие конвенцию, обязаны информировать МОТ о состоянии национального законодательства и практики в соответствующей области.

В настоящее время МОТ принято 189 конвенций по различным вопросам регулирования трудовых отношений, при этом Россией ратифицированы только 75 конвенций, из которых действуют 56.

В силу п. 8 ст. 19 Устава МОТ ратификация государством конвенции МОТ не затрагивает закон или соглашение, обеспечивающее для работников более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются конвенцией.

Таким образом при возникновении коллизии между положениями ратифицированной Российской Федерацией конвенции МОТ и улучшающими положение работников нормами национального законодательства либо положениями актов социального партнерства применению подлежат положения тех актов, которые устанавливают более благоприятные условия для работников.

РЕКОМЕНДАЦИЯ МОТ — акт, содержащий обращенное к государствам — членам МОТ пожелание ввести соответствующие нормы в наииональное законодательство и не нуждающийся в ратификации.

На сегодняшний день МОТ приняты 205 рекомендаций.

Как источники трудового права международные договоры:

  • • предусматривают основные права и свободы человека в сфере наемного труда;
  • • устанавливают минимально приемлемый уровень условий труда, а также гарантии в области защиты трудовых прав;
  • • направлены на правовую регламентацию отношений, не имеющих внутригосударственного регулирования.

По мере ограничения сферы государственно-нормативного регулирования социально-трудовых отношений и предоставления сторонам социального партнерства более широких возможностей в регламентации условий своего взаимодействия роль актов социального партнерства как источников трудового права неуклонно возрастает. К числу этих актов относятся коллективные договоры и соглашения. Подробнее о коллективных договорах и соглашениях см. гл. 6. В силу того что указанные акты содержат нормы трудового права, в науке они получили наименование «нормативные договоры»[1].

Для данного вида договоров характерен ряд специфических характеристик, нормативные договоры:

  • 1) выполняют функцию реального регулятора трудовых и связанных с ними отношений, дополняя государственно-нормативное регулирование;
  • 2) являются проявлением дифференциации правового регулирования социально-трудовых отношений;
  • 3) распространяются только на заключившие их стороны и на представляемых ими лиц, а соглашения — и на лиц, присоединившихся к соглашениям в порядке, предусмотренном законодательством;
  • 4) принимаются в процессе коллективных переговоров и являются результатом оптимального согласования интересов работодателей и работников; поэтому любое их изменение в одностороннем порядке, а также односторонний отказ от исполнения не допускаются (если иное не предусмотрено самим договором или законом);
  • 5) обеспечиваются принудительной силой государства.

Коллективный договор не следует путать с локальными нормативными актами. Их объединяет только сфера действия, однако правовая природа этих актов различна: локальные акты, как уже было отмечено выше, носят односторонний характер, так как принимаются работодателем, а коллективный договор представляет собой соглашение социальных партнеров.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

В большинстве зарубежных стран коллективные договоры относятся к источникам трудового права, однако их роль в правовом регулировании трудовых отношений различна. В этой связи выделяется страны, в которых коллективные договоры играют:

  • • незначительную роль (развивающиеся страны, бывшие социалистические страны);
  • • почти одинаковую с законами роль в правовом регулировании трудовых отношений (Франция, Италия, Бельгия);
  • • большую роль в правовом регулировании трудовых отношений, нежели законы (Дания) (см. Киселев И. Я. Сравнительное трудовое право : учебник. М., 2005. С. бб).

Предоставляя сторонам социального партнерства право на коллективно-договорное регулирование трудовых и связанных с ними отношений, законодатель ограничил пределы договорной свободы определением минимального уровня трудовых прав и гарантий работников.

В этой связи коллективные договоры и соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор или соглашение, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК).

Таким образом, в иерархии нормативных источников трудового права коллективные договоры и соглашения занимают промежуточное положение между актами, принятыми органами государственной власти и местного самоуправления, и локальными нормативными актами работодателя.

Источник: https://studme.org/280359/pravo/dogovory_istochniki_trudovogo_prava

Адвокат Орлов
Добавить комментарий