Какие статьи конституции рф относятся к императивным диспозитивным нормам

Конституционное право

Какие статьи конституции рф относятся к императивным диспозитивным нормам

Поскольку правовой институт представляет собой совокупность норм, уточним понятие конституционно-правовой нормы.

Конституционно-правовая норма — это принятые непосредственно народом, органами местного самоуправления, установленные (или санкционированные) государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Нормы конституционного права имеют формальное закрепление в различных источниках права данной отрасли. Эти нормы содержатся главным образом в нормативных правовых актах, лишь в редких случаях такие нормы создаются путем судебного прецедента, конституционного обычая и нормативного договора.

Конституционно-правовым нормам присущи все признаки норм иных отраслей права: государственное веление, в котором воплощается воля государства; общеобязательное предписание, охраняемое государством; правило общего характера, осуществляемое неоднократно и действующее постоянно; установление государством; обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий; защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

Специфика предмета конституционного права определяет и особенности конституционно-правовых норм.

1. Особое содержание — нормы конституционного права отличаются от других правовых норм содержанием и сферой регулируемых ими общественных отношений. Они закрепляют основные устои общества и государства, регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения в сфере публичной власти.

2. Основополагающий источник — нормы конституционного права отличаются от других правовых норм формой закрепления: большое количество этих норм содержится в Конституции РФ и федеральных конституционных законах, вследствие этого они обладают высшей юридической силой, и им должны соответствовать все другие нормы права.

3. Учредительный характер предписаний — они определяют основы построения государственной власти, местного самоуправления и всей правовой системы.

Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают порядок, общеобязательный для создания всех правовых норм других отраслей: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и систему органов государственной власти и местного самоуправления, основные институты гражданского общества.

4. Своеобразие вида норм — в конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм-принципов, норм-дефиниций и правил общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера.

Нормы конституционного права подразделяются на нормы общего регулирования и нормы детального, подробного и, как правило, исчерпывающего регулирования. Первые выступают как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п.

Они рассчитаны на все правоприменяющие субъекты независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.). К ним можно отнести, например, нормы Конституции РФ, определяющие Россию как демократическое, правовое, социальное государство, нормы, закрепляющие принципы разделения властей.

Вторые — это, например, нормы Конституции РФ о предметах ведения Федерации, о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, о предметах ведения Совета Федерации, Государственной Думы.

5. Особый механизм реализации — возможна реализация норм вне конкретных правоотношений, через конкретные нормы других отраслей права.

6. Особый состав субъектов. Среди особых субъектов конституционных отношений можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы и т.д.

7. Особенности структуры — статьи нормативных актов, закрепляющие нормы конституционного права, имеют усеченную структуру.

Как известно, в классическом варианте статьи, закрепляющие правовые нормы, состоят из трех составных частей: гипотезы (условия, при котором данная норма должна действовать), диспозиции (права и обязанности, права, обязанности) и санкции (юридические последствия соответствующей реализации диспозиции).

Для большинства статей, закрепляющих конституционно-правовые нормы, не характерна трехзвенная структура. Чаще всего они имеют только одну диспозицию (т.е. права или обязанности) или же диспозицию и гипотезу, а санкции содержатся, как правило, в других законодательных актах иных правовых отраслей.

Например, ст. 3 Конституции РФ устанавливает запрет на захват власти или присвоение властных полномочий. Такие действия, указывает Конституция, преследуются федеральным законодательством. Конкретные санкции за такого рода действия содержатся в нормах уголовного права.

Санкции за нарушение норм избирательного законодательства, направленные на обеспечение свободного участия граждан в выборах, предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Классификация конституционно-правовых норм

Многообразие и своеобразие норм конституционного права диктуют необходимость их классификации, которая проводится по различным основаниям.

1. По характеру содержащихся в них предписаний. По этому критерию нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

  1. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такие нормы закрепляют компетенцию Российской Федерации, ее субъектов (ст. 71-73). С помощью таких норм определяются полномочия различных государственных органов (например: «Президент Российской Федерации: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации…» — ст. 83 Конституции РФ).
  2. Обязывающие нормы устанавливают обязанности субъектов соотносить свое поведение с требованиями нормы, выбирать соответствующие вид и меру поведения. Именно такие нормы закрепляют обязанности граждан (например: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» — ст. 58: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» — ч. 1 ст. 59 Конституции РФ). К обязывающим следует относить и нормы, которые исключают любой другой вариант действия, кроме того, который предусмотрен нормой. Так, ст. 11l Конституции РФ закрепляет, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур он назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Норма Конституции обязывает Президента РФ совершить именно те действия, которые ею предусмотрены.
  3. Запрещающие нормы содержат запреты на совершение тех действий, которые в них сформулированы (например, ст. 6 Конституции РФ запрещает лишение гражданства и лишение права на его изменение; в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»).

2. По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на императивные и диспозитивные.

  1. Императивные нормы не предоставляют субъектам права менять условия и характер отношений по своему усмотрению, а предписывают определенный вариант поведения при соответствующих обстоятельствах (например: «Никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление» — ст. 50 Конституции РФ).
  2. Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения участником конституционно-правового отношения (например: «Государственная Дума может быть распушена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации» — ч. 1 ст. 109; «По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе» — ч. 3 ст. 66 Конституции РФ).

3. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права подразделяются на материальные и процессуальные.

  1. Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, устанавливающих права и обязанности субъектов (например: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой» — ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).
  2. Процессуальные нормы определяют порядок, в которых материальные нормы должны быть реализованы (например: «Федеральные законы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» — ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).

4. По действию в пространстве. Действие норм конституционного права в пространстве связано с их распространением на государственную территорию.

По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы: действующие на территории всей России (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и др.

); на территории субъектов Российской Федерации (Конституция республики, Устав края, области, законы субъекта РФ и др.); а также в пределах территорий муниципальных образований (устав муниципального образования и др.).

5. По действию во времени нормы конституционного права подразделяются на постоянные, временные и исключительные. Большинство конституционно-правовых норм постоянные, у них неопределенный срок действия.

Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. К временным относится ряд норм, содержащихся во втором разделе Конституции РФ 1993 г. «Заключительные и переходные положения». Например, в п.

3 установлено, что Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации — России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.

Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств: такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

6. По юридической силе нормы конституционного права подразделяются на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормы других нормативных правовых актов.

7. В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:

  1. закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (гл. 1 Конституции РФ);
  2. устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);
  3. закрепляющие федеративное устройство (гл. 3 Конституции РФ, нормы Федеративного договора) и т.д.

В юридической литературе используются и другие критерии классификации конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов Федерации; и др.

Источник: https://isfic.info/ebzeev/konprav05.htm

Диспозитивные нормы примеры в конституции рф

Какие статьи конституции рф относятся к императивным диспозитивным нормам

Диспозитивные нормы права – это нормы, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей.

При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них.

По форме предписания нормы права бывают: императивные (категорические) и диспозитивные.

Диспозитивные правовые нормы допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное.

Например, если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.

Нормы современного гражданского права РФ, в частности, содержащиеся в ГК РФ, имеют преимущественно диспозитивный характер.

Нормы дефиниции дают определения тем или иным категориям, используемым в законодательстве.

К примеру, в УК содержатся разъяснения таким понятиям, как вина, алиби, убийство, в ГК описывается, что такое обязательства, договорные отношения и пр. В статье будет также представлена классификация этих положений по различным признакам. В переводе с латинского норма означает “точное предписание”, “образец”.

Как правило, нормы дефиниции располагаются в обособленных частях законодательства. Правовая норма рассматривается как определенное правило поведения. После опубликования (обнародования) она наделяется государственно-властным характером.

Круг лиц, на которых распространяется ее действие, не определен.

Диспозитивные статьи конституции рф Юрист

В него входят все граждане, организации, госорганы. Он выражается в распространении действия на неопределенное количество субъектов. Она не имеет конкретного адресата, не направлена на определенное лицо.

Этим она отличается, например, от судебного постановления.

Действие нормы направлено на тех субъектов, которые вступают либо могут вступить или уже участвуют в отношениях, регламентируемые ею.

Общий характер позволяет регулировать не каждый конкретный случай, а охватить все ситуации, факты, взаимодействия.

Все нормы, дефиниции в том числе, являются многоразовыми.

Основной их целью выступает регламентирование определенной сферы общественных отношений. Например, Трудовой кодекс содержит положения, которые регулируют взаимодействия всех лиц, участвующих в рабочих отношениях.

Нормы определяют единый характер и границы деятельности субъектов, входящих в сферу ее регулирования. Это значит, что нормы не касаются интересов конкретного субъекта или ограниченного числа лиц.

Немаловажное значение имеет и представительно-обязывающий их характер.

Нормы дефиниции обладают всеми свойствами, описанными выше.

Они абстрактны и воздействуют на неопределенное количество субъектов.

Ключевой задачей этих положений выступает разъяснение понятий, используемых в законодательных актах.

Наиболее распространены нормы дефиниции в Конституции РФ.

В Основном Законе содержатся фундаментальные понятия и приводятся их определения. Дефиниции в Конституции формируют юридическую базу для всех остальных законодательных актов.

Определение Российской Федерации, приведенное в ст. Основы государственного устройства, создания и функционирования институтов власти, общественных и политических объединений, осуществления территориального самоуправления, реализации обязанностей и прав граждан и их групп устанавливают нормы принципы.

Нормы дефиниции разъясняют всем участникам отношений эти ключевые начала. Проще говоря, дефиниции емко и просто интерпретируют сложные понятия.

В сфере регулирования особое место занимают нормативно-правовые дефиниции и специализированные оперативные нормы.

Последние направлены на формирование определенных моделей поведения.

Однако они устанавливают правила с учетом особенностей той или иной сферы деятельности.

Нормативно-правовые дефиниции и специализированные нормы способствуют большей конкретизации понятийного аппарата.

Это, в свою очередь, обеспечивает более качественное влияние на развитие взаимодействий в обществе.

Классификация и виды конституционно-правовых норм

Ключевой задачей этих положений выступает разъяснение понятий, используемых в законодательных актах.

Наиболее распространены нормы дефиниции в Конституции РФ.

В Основном Законе содержатся фундаментальные понятия и приводятся их определения. Дефиниции в Конституции формируют юридическую базу для всех остальных законодательных актов.

Определение Российской Федерации, приведенное в ст. Основы государственного устройства, создания и функционирования институтов власти, общественных и политических объединений, осуществления территориального самоуправления, реализации обязанностей и прав граждан и их групп устанавливают нормы принципы.

Нормы дефиниции разъясняют всем участникам отношений эти ключевые начала. Проще говоря, дефиниции емко и просто интерпретируют сложные понятия.

В сфере регулирования особое место занимают нормативно-правовые дефиниции и специализированные оперативные нормы.

Последние направлены на формирование определенных моделей поведения.

Однако они устанавливают правила с учетом особенностей той или иной сферы деятельности.

Нормативно-правовые дефиниции и специализированные нормы способствуют большей конкретизации понятийного аппарата.

Это, в свою очередь, обеспечивает более качественное влияние на развитие взаимодействий в обществе.

Диспозитивные нормы в конституции

К основным функциям, которые выполняют нормы, следует отнести: Классификация дефиниций проводится различными способами.

В качестве наиболее распространенного метода дифференциации выступает разделение, основывающееся на понимании взаимосвязи между разными понятиями, взаимного их преобразования друг в друга.

В науке определяют три группы норм дефиниций: Как выше было сказано, определения присутствуют в большинстве законодательных актов. Им признается умышленное причинение смерти другому гражданину. Например, поясняется, что такое преступление в целом.

Им называют опасное для общества деяние, влекущее применение к виновному уголовного наказания. 1 гл.1 Конституции поясняется понятие Российской Федерации – это демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой управления.

Нормы дефиниции представляют собой такие положения, в которых разъясняются основные понятия, используемые в законодательных актах, для которых недопустимо двоякое толкование.

Это означает, что ключевой их задачей выступает точное и четкое определение той или иной категории либо события.

Любое неоднозначное толкование понятий может привести к нарушениям при применении законов на практике.

Это, в свою очередь, может повлечь ущемление интересов граждан, юрлиц, государства, госорганов и прочих субъектов, участвующих в тех или иных отношениях.

Нормы дефиниции должны быть понятны не только законодателю или институтам власти, но и населению.

В этой связи формулировки определений должны содержать по возможности простые слова, значение которых не нужно объяснять дополнительно.

Вместе с этим дефиниции должны давать максимально полное определение той или иной категории.

В разъяснении не может быть пробелов или недосказанности.

Нельзя сказать, что нормы дефиниции являются важнейшими в системе. Дефиниции вырабатываются для большей ясности и прозрачности законодательства.

Эксперты рекомендуют перед прочтением любого акта изучить вводную (общую) часть.

В ней, как правило, присутствуют все термины, используемые в законе, а также определения к ним.

Зачастую в актах содержатся отсылки к нормам дефинициям.

Это делается, чтобы не перегружать текст терминами и определениями.

В некоторых случаях это действие оправдано, поскольку бывают такие законы, в которых очень много информации и включение в них дополнительных сведений нецелесообразно.

Ряд экспертов считает, что гражданам необходимо знать основные нормы дефиниции, существующие в отечественной правовой системе.

На практике это действительно может пригодиться, особенно в случаях, если придется обращаться в судебные инстанции или органы власти.

Конституционно – правовые нормы, их виды и особенности

Юридически грамотный человек имеет больше шансов отстоять свою правоту.

При этом он может защитить свои интересы самостоятельно, не прибегая к помощи адвокатов.

Но иногда одного знания дефиниций бывает недостаточно.

В ряде случаев необходимо разбираться в тонкостях законодательства, ориентироваться в статьях и их изменениях, понимать конкретное действие тех или иных положений.

В таких ситуациях, безусловно, без помощи юриста не обойтись.

Это означает, что она не адресуется какому-либо конкретному субъекту.

К примеру, если в норме говорится о должностном лице, то она распространяется на любого служащего. Нора обращается к воле субъекта, его сознанию, поведению, но не к желаниям, настроению или эмоциям.

Для утвержденной модели главной целью выступает внешнее проявление внутренних порывов субъектов. Норма признана государством, гарантирующим ее реализацию посредством принудительной властной силы.

Правовая норма наделена общеобязательным характером. Правила регламентируют общественные отношения публично, официально и открыто.

При этом любая норма рассчитана на многократное применение.

Она используется в течение всего времени своего действия.

Правовые нормы присутствуют в законах и иных юридических актах.

Они предусматривают определенную ответственность лиц в случае неисполнения ими установленных правил.

Дифференциация норм проводится по самым разным признакам.

В зависимости от субъектов, устанавливающих их, выделяют модели, исходящие от государства и от гражданского общества.

Первые – нормы, утверждаемые уполномоченными представительными, исполнительными структурами, а также судебными органами (в странах, где имеют место соответствующие прецеденты).

Во втором случае модели поведения устанавливаются населением определенного административного образования или всего государства.

Например, всенародным референдумом была утверждена Конституция России.

Классификация правил проводится также в зависимости от их социального значения и роли в юридической системе.

По этим признакам выделяют: ориентированы на регулирование отношений в обществе посредством утверждения юридических возможностей и обязанностей лиц, участвующих в них.

Юридически грамотный человек имеет больше шансов отстоять свою правоту.

При этом он может защитить свои интересы самостоятельно, не прибегая к помощи адвокатов.

Но иногда одного знания дефиниций бывает недостаточно.

В ряде случаев необходимо разбираться в тонкостях законодательства, ориентироваться в статьях и их изменениях, понимать конкретное действие тех или иных положений.

В таких ситуациях, безусловно, без помощи юриста не обойтись.

Это означает, что она не адресуется какому-либо конкретному субъекту.

К примеру, если в норме говорится о должностном лице, то она распространяется на любого служащего. Нора обращается к воле субъекта, его сознанию, поведению, но не к желаниям, настроению или эмоциям.

Для утвержденной модели главной целью выступает внешнее проявление внутренних порывов субъектов. Норма признана государством, гарантирующим ее реализацию посредством принудительной властной силы.

Правовая норма наделена общеобязательным характером. Правила регламентируют общественные отношения публично, официально и открыто.

При этом любая норма рассчитана на многократное применение.

Она используется в течение всего времени своего действия.

Правовые нормы присутствуют в законах и иных юридических актах.

Они предусматривают определенную ответственность лиц в случае неисполнения ими установленных правил.

Дифференциация норм проводится по самым разным признакам.

В зависимости от субъектов, устанавливающих их, выделяют модели, исходящие от государства и от гражданского общества.

Первые – нормы, утверждаемые уполномоченными представительными, исполнительными структурами, а также судебными органами (в странах, где имеют место соответствующие прецеденты).

Во втором случае модели поведения устанавливаются населением определенного административного образования или всего государства.

Например, всенародным референдумом была утверждена Конституция России.

Классификация правил проводится также в зависимости от их социального значения и роли в юридической системе.

По этим признакам выделяют: ориентированы на регулирование отношений в обществе посредством утверждения юридических возможностей и обязанностей лиц, участвующих в них.

Источник: http://oxbridge.spb.ru/pravo/dispozitivnye-normy-primery-v-konstitucii-rf

Адвокат Орлов
Добавить комментарий