Дети это какой возраст по закону

Что можно, а что нельзя делать несовершеннолетним детям и что за это будет их родителям

Дети это какой возраст по закону

10.02.2017, 09:00

 (1)
Scanpix

Когда моя 11-летняя дочь прибежала с вопросом, можно ли ей уже пить кофе, я отшутилась. Мол, не раньше, чем в 14 лет. Почему в 14? Не знаю. Потом был вопрос серьезнее — очень хочется покрасить волосы: мама, когда? А действительно, когда? Когда детям можно оставаться одним, когда можно делать пирсинг, когда можно самостоятельно ходить к врачу? А в ночной клуб? Пробуем найти ответы.

Подобных ситуаций и их разновидностей — десятки, если не сотни. И большинство родителей, опекунов, бабушек и дедушек решают их по наитию. В то время как существуют и весьма определенные правила, нарушение которых, как вы понимаете, чревато. “МК Эстония” рассматривает разные ситуации и пути выхода из них.

Ситуация первая: за молоком на две секунды

”У меня работа такая, что часто приходится оставлять на пару часов детей дома в одиночестве, — рассказывает Светлана. — Возраст у них уже достаточно большой — 9 и 11 лет, я спокойно их оставляю.

Правда, несколько лет назад семилетний мальчик, оставленный один, случайно устроил пожар в квартире, и счастье, что жив остался.

Но мы все эти ситуации проговорили, дети знают, что можно, а что нельзя, а деваться мне некуда”.

С другой стороны, рассуждает мама, в школу и из школы, а также в кружки они ездят сами. Сделать уроки, навести порядок и разогреть в микроволновке обед прекрасно могут. К самостоятельности ведь тоже нужно приучать.

А что говорит на эту тему закон? Разрешено ли родителям оставлять детей одних дома и на какой срок? А до какого возраста? И вот тут выясняется, что закона, четко прописывающего эти нюансы, у нас нет.

Считается, что по умолчанию родители не оставят новорожденного младенца одного без присмотра. По умолчанию взрослый, если понадобилось выскочить на минутку, не поедет в лифте, оставив дома малыша одного.

Ну а если кто-то отлучится и застрянет… Пусть это остается на совести родителей. Специалисты все-таки настоятельно рекомендуют до семи лет не оставлять детвору без присмотра. Это опасно.

А дети в таком возрасте еще не в состоянии полностью оценивать последствия своих поступков.

Ситуация вторая: один, совсем один

”Иногда приходится уезжать в командировки, — рассказывает Елена. — На несколько дней, но отказаться я не могу. Это работа. 14-летний сын в эти дни едет жить к бабушке с дедушкой. Но все чаще просит меня разрешать ему остаться одному. Если честно, я боюсь.

Во-первых, возраст — мало ли чего. Во-вторых, компании. Вроде бы мальчик ответственный, но вдруг это только пока я рядом? В-третьих, я не представляю, как можно оставить несовершеннолетнего ребенка на несколько дней жить в одиночестве без присмотра.

Поэтому отказываю”.

И таких ситуаций в стране довольно много. Иногда родители вынуждены уезжать не на несколько дней, а на недели и месяцы. Что делать с детьми? Ответ однозначный — ни в коем случае не оставлять жить в одиночестве.

Молодежный полицейский, старший комиссар Нарвского отделения полиции Наталья Бурякова отмечает, что в их практике случаи, когда родители работают за границей или выезжают на отдых, оставляя детей одних, не редкость.

Иногда это семьи, в которых ребенка воспитывает один родитель. Как правило, взрослые рассчитывают на то, что дети уже способны справиться как с бытовыми вопросами, так и с учебой.

Но на практике, даже если за подростками просят присмотреть старших, соседей или бабушек с дедушками, часто оказывается не так.

”Если взрослых дома нет, подростки начинают вести более свободный образ жизни, могут начать употреблять алкоголь, табак, наркотические вещества, — рассказывает Наталья Бурякова.

— Поэтому напоминаем, что обязанность каждого родителя — обеспечение защиты, ухода и безопасности ребенка; создание среды для его развития.

Если родитель не может обеспечить эти условия, то информация о такой семье передается социальным работникам, которые определяют дальнейшие действия”.

Если все-таки вы не дома, то обеспечьте своему чаду доступ к ”телу” в любое время. И обязательно договоритесь с ребенком о правилах поведения, о том, что делать, если ему срочно понадобится помощь.

”В случае, если родитель оставляет самостоятельно дома на длительное время старших детей с малолетними детьми, следует понимать, что несовершеннолетние даже в возрасте 16–17 лет еще не могут самостоятельно обеспечить безопасность маленького ребенка, так как они сами нуждаются в опеке родителей”, — добавляет старший комиссар.

И, если вышесказанного показалось недостаточно, дополнение. Если ребенку не исполнилось 18 лет, он не может проживать самостоятельно.

Если родители по каким-то причинам отсутствуют дома, ребенку должен быть назначен законный представитель или опекун.

Об этом родители должны позаботиться заблаговременно, и решение этих вопросов находится в компетенции отдела по охране детства Департамента социальной помощи.

В случае, если полиция получает сигнал о том, что несовершеннолетний проживает один, информация передается в отдел по охране детства Департамента социальной помощи, а также проводится контроль по месту нахождения ребенка, в том числе совместно с социальными работниками.

Ситуация третья: отдыхать на всю катушку

”На лето бабушка с дедушкой захотели поехать с семилетней внучкой за рубеж, — рассказывает Михаил. — Нам, родителям, пришлось оформлять документы — обращаться к нотариусу за справкой, делать выписку из регистра.

Я уже все тонкости не помню, но пришлось и денег заплатить, и побегать. Обидно то, что на границах, которые пересекали родственники с нашей дочкой, никто даже не поинтересовался документами и тем, чей ребенок вообще едет”.

Эта ситуация скорее исключение. Если путешествуете по странам ЕС, то действительно документы могут не требовать. Но могут и поинтересоваться. На такой случай лучше иметь официальные, заверенные нотариусом (с нужными переводами) документы, подтверждающие, что ребенок путешествует с вами с согласия родителей.

Точно так же, несовершеннолетний ребенок может путешествовать и самостоятельно. Для пересечения государственной границы Эстонии он должен иметь при себе проездной документ.

”Пересекать границу он может самостоятельно, для этого не требуются дополнительные документы, например, доверенности, — поясняет Наталья Бурякова. — Но, исходя из ограниченной дееспособности несовершеннолетнего, пограничник может проверить на границе наличие согласия на пересечение границы его законного представителя”.

Родитель может представить свое согласие в свободной форме, написанное от руки. Пограничные службы других государств могут также потребовать дополнительные документы.

Поэтому несовершеннолетнему ребенку с собой рекомендуется дать написанное от руки разрешение, в котором будут указаны контактные данные родителей. А до поездки за границу обратиться в зарубежное представительство государства назначения и уточнить требования к документам.

Такое пересечение границы ребенком возможно лишь в том случае, если оба родителя согласны на это. Исходя из Закона о семье, родители обладают равными правами попечения в отношении ребенка, если же родитель представляет ребенка самостоятельно, предполагается согласие второго родителя.

”В случае, если один из родителей не дает согласия на пересечение ребенком внешней границы, на перемещение в Европейском союзе и странах Шенгенской зоны, а также на переезд на постоянное место жительства в зарубежное государство, то ребенок не имеет права выезжать из страны, а решение данного вопроса решается в суде, — уточняет старший комиссар Нарвского отделения полиции Наталья Бурякова. — Если ребенка уже увезли в зарубежное государство, за помощью следует обращаться в Министерство юстиции Эстонии по телефону 6 208 183 либо по электронной почте central.authority@just.ee”.

Ситуация четвертая: пить, курить и шляться

”У меня была бурная юность, бедные мои родители — что им пришлось пережить, — смеется Елена. — А теперь у меня самой растет дочка. Которой уже 15. Отношения у нас доверительные, я прекрасно знаю, что она уже попробовала и легкий алкоголь, и сигареты — этап взросления, это было просто пробой, а не привычкой. Теперь просится в ночной клуб. А я считаю, что рано еще”.

Рано или поздно дети дорастают и до этого возраста. Уже не дети. Еще не взрослые. Но очень хочется. Постарайтесь сохранить с ними доверительные отношения, обсуждайте возможные ситуации и проблемы, будьте рядом, но не доставайте нотациями. Хотя иногда это бывает очень сложно.

Если рассуждать с точки зрения закона, до 16 лет вход в ночные клубы подростку запрещен. С 16 лет посещать эти заведения можно, но употреблять спиртное или курить (в том числе и электронные сигареты) нельзя.

”Если у находящегося в кафе или клубе несовершеннолетнего установлены признаки употребления алкоголя или табачных изделий, подростка привлекают к ответственности, — уточняет Наталья Бурякова.

— Полицией устанавливается, каким образом ребенок получил запрещенные в его возрасте вещества.

В случае, если в ночном клубе несовершеннолетнему продали или передали алкоголь, продавец алкоголя или лицо, купившее для несовершеннолетнего алкоголь, будут привлечены к ответственности”.

Если речь идет о стриптиз-клубах, то ограничения еще жестче: не достигшие совершеннолетия подростки туда зайти не могут.

И опять закон. Не достигшим 16 лет подросткам запрещается пребывание в публичном месте без совершеннолетнего сопровождающего с 23 до 6 часов. В летние месяцы несовершеннолетним младше 16 лет запрещается пребывание в публичном месте без совершеннолетнего сопровождающего с 24 до 5 часов.

Ситуация пятая: солярий, тату и разноцветная прическа

15-летняя Карина — не такая, как все. Мало у кого из девушек в ее возрасте есть татуировка. Сделала она ее себе с согласия родителей, причем по собственному эскизу — на внутренней стороне руки чуть ниже локтевого сгиба красуется причудливый круг с замысловатыми узорами.

”Даже не знаю, откуда у меня взялась эта навязчивая идея, но в какой-то момент я поняла, что хочу себе татуировку, — рассказывает Карина. — Не скажу, что родители были в восторге от этой идеи, но и не кричали, что я сумасшедшая.

Мы просто договорились, что не будем принимать поспешных решений. На протяжении нескольких месяцев мы постоянно вели об этом разговоры, обсуждали всевозможные доводы, почему я потом могу пожалеть о своем поступке.

Но меня это не переубедило, а они в итоге поняли, что это осознанное и продуманное желание, а не просто подростковая блажь”.

В тату-салон девушка отправилась с папой, который был рядом и поддерживал ее, пока рисунок наносился на кожу. Примечательно, что у самих родителей Карины татуировок нет.

В этом возрасте подростки часто стараются удивить всех. Поэтому крашенные в разные цвета волосы лишь малая капля в чаше родительского терпения. И даже пирсинг не так страшен, как несмываемое тату. И оказывается, в Эстонии никаких ограничений нет. Хоть солярий, хоть татуировка.

По словам советника отдела системы здравоохранения Министерства социальных дел Ингрид Отс-Вайк, эта сфера не отрегулирована на законодательном уровне. Но поскольку официальным представителем и опекуном ребенка являются родители, то прежде чем отправляться в солярий или на пирсинг, стоит все-таки сначала договориться.

”Основная ответственность за ребенка лежит на родителях или опекунах, поэтому необходимо обсудить, стоит ли делать такой шаг, — отмечает Ингрид Отс-Вайк. — Ведь только родители знают все о здоровье ребенка. Кроме того, нужно учесть и уровень социального развития ребенка, а также и то, может ли он дать адекватное согласие на получение медицинской услуги”.

Важный момент заключается в том, что если какое-то решение родителя или опекуна повлечет за собой увечья или смерть ребенка, это будет уголовно наказуемым преступлением.

Но даже без таких строгостей медики и ответственные мастера тату и пирсинга единогласно против ранних визитов. Солярий считается миной замедленного действия, ведь облучение может спровоцировать злокачественные процессы на коже.

”А что касается татуировок, то раньше 25–30 лет я не рекомендую их делать никому, — говорит Димон Татурин, мастер по нанесению татуировок. — С чисто физиологической точки зрения до 25 лет человек растет и формируется.

И с чисто сознательной точки зрения — к этому возрасту люди созревают и точно знают, чего хотят. В 14 лет можно нарисовать что угодно и где угодно. Вот только потом сводить это больно и некрасиво.

А я регулярно исправляю следы таких вот подростковых горячностей”.

Источник: https://rus.delfi.ee/press/mk_estonia/chto-mozhno-a-chto-nelzya-delat-nesovershennoletnim-detyam-i-chto-za-eto-budet-ih-roditelyam?id=77188120

Права детей в зависимости от возраста

Дети это какой возраст по закону

Государство уважает и обеспечивает все права,  предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка, за каждым ребенком,  находящимся в пределах его юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо  от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений,  национального, этнического или социального происхождения, имущественного  положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных  опекунов или каких-либо иных обстоятельств (ст.2 Конвенции ООН о правах  ребенка).

Ребенком признается лицо, не достигшее  возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (ст. 54 Семейного Кодекса РФ).

Только родившись, человек приобретает по закону  способность иметь права и нести обязанности(правоспособность)
Правоспособность гражданина – способность иметь  гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в  момент его рождения и прекращается смертью. (ст.17 Гражданского Кодекса РФ).

Однако  реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления  ребенка.

Дееспособность гражданина – способность гражданина своими действиями  приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские  обязанности и исполнять их (ст.21 Гражданского Кодекса РФ). С каждым годом дееспособность увеличивается  и становится полной к 18 годам. Каждый человек, в том числе и Ты становишься совершеннолетним.

Возраст: от 0 месяцев до 6 лет
                            Тебя называют: ребенок
Ты являешься недееспособным, это объясняется тем,  что ребенок в силу своих малых лет, не может понимать и отвечать за свои  поступки.
Имеешь неотъемлемое право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.

1  ст. 20 Конституции РФ).
Ты приобретаешь право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).
Обладаешь правоспособностью по гражданскому праву (ст.17 Гражданского Кодекса РФ).
Имеешь право на имя, отчество и  фамилию (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58  Конституции РФ).

Имеешь право жить и воспитываться в  семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных  интересов (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54 Семейного Кодекса РФ).
Право на  пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами  лечения болезней и восстановления здоровья (ст.

24 Конвенции  ООН о правах ребенка). На твое имя может быть открыт счет в  банке.

Имеешь право на посещение дошкольных  учреждений (ст. 18 Федерального закона «Об образовании»).

Все сделки в твоих интересах  совершают родители, либо законные представители (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Возраст: от 6 лет до 14 лет
                            Тебя называют: ребенок  или малолетний.


Твоя  дееспособность: у тебя частичная  дееспособность, то есть ты можешь совершать не все сделки, а только те,  которые необходимы тебе каждый день, то есть мелкие бытовые сделки.

Это  означает, что ты можешь покупать в магазине любые продукты, канцелярские товары,  иные вещи и предметы. Также, ты можешь совершать сделки, направленные на  получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной  регистрации.

В случае, если ты не можешь заключить сделку от твоего имени могут  выступить родители, усыновители или опекуны.
Имущественную ответственность по твоим сделкам, в том  числе по сделкам, совершенным тобой самостоятельно, несут родители, усыновители  или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

Тебе 6 лет.


С 6 лет 6 месяцев ты вправе посещать  школу (по заявлению родителей, усыновителей или опекунов и с разрешения  учредителя образовательного учреждения ты можешь начать обучение в более раннем  возрасте) (ст.

43  Конституции РФ). Ты вправе самостоятельно заключать: – мелкие бытовые сделки; – сделки, направленные на  безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или  государственной регистрации;

– сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными  представителями    (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Тебе 8 лет.
Можешь вступать  в детские общественные объединения (ст. 19 Закона «Об  общественных объединениях»).
С этого возраста наступает ответственность в виде в виде помещения в  специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа(ст. 15 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетним»)

Тебе 10 лет                             С этого  возраста ты:

-даешь согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 134 Семейного Кодекса РФ);           

-даешь согласие на свое усыновление  или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих  родителей (ст. 132 Семейного Кодекса РФ).
Выражаешь свое мнение о том, с кем  из родителей, расторгающих брак в суде, ты хотел бы проживать после развода (ст. 57 Семейного Кодекса РФ).
Вправе выражать свое мнение при  решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы (ст. 132 Семейного Кодекса РФ).
Вправе быть заслушанным в ходе  любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 Семейного Кодекса РФ).

С 11 лет
                            Наступает ответственность в виде помещения в специальное  учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для детей и подростков  (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным)  поведением(ст. 50 Федерального закона «Об образовании,  ст. 15 Федерального закона № 120 «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетним»).

Возраст: от 14 лет до 18 лет
                            Тебя называют: ребенок или несовершеннолетний.
Твоя дееспособность:
ты набрал уже некоторый жизненный опыт, можешь осознавать и отвечать за  свои поступки.

Поэтому закон дает тебе право самостоятельно распоряжаться  своими заработком, стипендией и иными доходами, совершать мелкие бытовые и  некоторые другие сделки. Ты можешь вносить вклады в кредитные учреждения и  распоряжаться и осуществлять авторские права.

Также ты можешь осуществлять  права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или  иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.

  Остальные же сделки ты можешь осуществлять с письменного согласия родителей,  усыновителей, опекунов.

Тебе 14 лет
                            С этого возраста ты обязан иметь  паспорт гражданина Российской Федерации (Постановление Правительства РФ «Об  утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).
С этого возраста ты даешь письменное  согласие для выхода из гражданства Российской Федерации вместе с родителями (ст.  9 Закона «О гражданстве РФ»). Можешь выбирать себе место  жительства (с согласия родителей).

Можешь самостоятельно обращаться в  суд за защитой своих прав и интересов (ст. 56 Семейного Кодекса РФ).

С письменного согласия родителей  (усыновителей или опекунов) вправе совершать любые сделки (ст. 26  Гражданского Кодекса РФ).
Вправе распоряжаться своими  заработком, стипендией и иными доходами (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).
Можешь осуществлять права автора  произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого  законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 Гражданского  Кодекса РФ).
Имеешь право на изменение своего  имени, фамилии(ст. 58 Федерального закона «Об  актах гражданского состояния»).
Имеешь право вносить вклады в  кредитные учреждения и распоряжаться ими (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).
Допускается поступление на работу  для выполнение в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вред  здоровью, при соблюдении следующих условий:

  • работа выполняется лишь в       свободное от учебы время и не нарушает процесс обучения;
  • получено согласие родителя  (законного представителя) и органа опеки и попечительства (ст. 92, 94  Трудового КодексаРФ).

Имеешь право требовать отмены  усыновления (ст. 142 Семейного Кодекса РФ). Имеешь право управлять велосипедом  при движении по дорогам.

Можешь вступать в молодежные  общественные объединения (ст. 19 Закона «Об общественных  объединениях»).

Помни, что:
   С этого возраста ты самостоятельно несешь имущественную ответственность  по совершенным тобой сделкам (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).
Подлежишь уголовной ответственности  за некоторые преступления:

  • умышленное причинение тяжкого       вреда здоровью;
  • умышленное причинение средней       тяжести вреда здоровью;
  • похищение человека,       изнасилование;
  • насильственные действия       сексуального характера;
  • неправомерное завладение       автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения;
  • умышленно уничтожение или       повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;
  • заведомо ложное сообщение об       акте терроризма;
  • хулиганство при отягчающих       обстоятельствах;
  • хищение либо вымогательство       оружия боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств;
  • хищение либо вымогательство       наркотических средств или психотропных веществ;
  • приведение в негодность       транспортных средств или путей сообщения (ст. 20 Уголовного       Кодекса РФ).

Тебе 15 лет.
Имеешь право  соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья  граждан).
Имеешь право заключать трудовой  договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью, если:

  1. получил общее образование;
  2. продолжаешь освоение программы       общего образования по иной, чем очная, форме       обучения;
  3. оставил        общеобразовательное  учреждение до получения общего образования с       согласия   родителя (законного представителя), комиссии по делам       несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления       образованием (ст. 63 Трудового КодексаРФ).

Тебе 16 лет.


Ты можешь быть объявлен полностью  дееспособным (эмансипация), если работаешь по трудовому договору, в том числе  по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимаешься  предпринимательской деятельностью (ст. 27 Гражданского Кодекса РФ).
Можешь быть членом кооператива (ст.  26 Гражданского Кодекса РФ). Имеешь право на управление  мотоциклом, мотороллером и другими мототранспортными средствами.

Имеешь право на заключение трудового  договора (можешь работать не более 36 часов в неделю) (ст. 92 Трудового  КодексаРФ).

Можешь вступить в брак, но при  наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка) и с разрешение  органов местного самоуправления (ст. 13 Семейного Кодекса РФ).

Помни, что:
с этого момента ты подлежишь  административной ответственности; несешь уголовную ответственность за любые  преступления (ст. 2 Кодекса об Административных правонарушениях РФ).
Возникает  обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской  обязанности и военной службе»).

Тебе 17 лет

Обязанность  юношей встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить  приписное свидетельство) (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Тебе исполнилось 18 лет!

Поздравляем! Ты теперь совершеннолетний, а это  значит, что ты становишься полностью дееспособным и можешь своими действиями  приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

Источник: http://rtdety.tatarstan.ru/rus/prava-detey-v-zavisimosti-ot-vozrasta.htm

С какого возраста ребенка можно оставлять дома одного

Дети это какой возраст по закону

01.02.2018

6

12963

В какой-то момент перед родителями встает вопрос: а можно оставлять ребенка одного дома, и в каком возрасте начинать прививать любимому чаду самостоятельность? Мнение психологов едино – конкретного возраста нет – есть психологическая зрелость.

Со скольки лет можно оставлять ребенка одного дома по закону?

Многие родители спрашивают, с какого возраста оставлять ребенка одного. Однако, закон суров! Во многих странах, в том числе и в нашей, детей до 14 лет оставлять без присмотра родителей, педагогов или ответственных лиц запрещено.

Это означает, что если с ребенком что-то случится в отсутствии взрослых в доме или в квартире, где он живет постоянно, то с буквы закона происшествие будет считаться результатом халатности родителей, а не просто несчастным случаем.

Как узнать, можно ли уже оставлять одного?

Мало написать многотомные инструкции и прочитать многочасовые лекции – важно убедиться, что ребенок способен вести себя безопасно, и окружающая обстановка исключает потенциальную угрозу для жизни малыша.

Как понять, что оставлять ребенка одного дома уже можно? Детские психологи предлагают понаблюдать за ребенком в течение некоторого времени и обратить внимание, как он ведет себя в стандартных ситуациях:

  • пытается ли привлечь к себе внимание, играя самостоятельно;
  • начинает ли искать взрослого, если Вас нет в поле его зрения;
  • начинает ли нервничать, если в комнате закрыта дверь;
  • может ли ребенок самостоятельно организовать себя: почистить зубы, помыть за собой посуду, убрать в комнате, заправить постель;
  • не боится ли засыпать с выключенным светом.

Почему ребенка опасно оставлять дома одного?

Родители должны знать, до какого возраста нельзя оставлять ребенка одного. Скорее всего, вопрос о том, с какого возраста ребенка можно оставлять одного, заинтересовал вас не в контексте потенциального несения административной или уголовной ответственности, а в связи со стремлением позаботиться о своем малыше. Поэтому начнем с того, что выясним, почему это в принципе важный вопрос.

Вероятно, вы замечали, что стоит только отвернуться – как ваш ребенок уже находит себе новое веселье. Причем в лучшем случае оно может быть связано с порчей имущества, а в худшем – с возникновением угрозы для его здоровья или жизни.

Даже в аккуратной квартире с относительно безопасной техникой кроется множество потенциальных источников опасности. Открытые розетки и слабые сетки на окнах, тяжелые предметы на верхних полках шкафов, даже лампочки в люстрах и обычная ванна.

И если вы думаете, что ваш ребенок никогда и ни за что не додумается набрать полную ванну воды и поиграть в ней в подводную лодку, создав опасность своего утопления, то не зарекайтесь.

Вы должны понимать, что дети живут в своем мире, который достаточно разительно отличается от нашего, мира взрослых. И это продолжается достаточно долго (по сути, вплоть до тех пор, пока ребенок сам не вырастет в относительно взрослого человека).

У него хорошо развито воображение и фантазия, и он вполне может придумать себе занятие, которому вы не найдете никакого логического объяснения.

И сделает он это не для того, чтобы вас разозлить, не для того, чтобы что-то испортить, а просто потому, что он так воспринимает мир.

Как обезопасить ребенка, оставшегося одного дома?

  1. Уберите как можно дальше все, что теоретически может представлять для него опасность. Это колющие и режущие предметы, лекарства, спички и тому подобные вещи.

    Причем лучше сделать это не под непосредственным «присмотром» малыша: ему может стать интересно, что вы от него прячете, и в ваше отсутствие он полезет в тот самый верхний ящик шкафа, в который вы, например, спрятали интересные разноцветные «конфетки».

  2. Закройте балконы и окна, в крайнем случае – откройте их в режиме для проветривания.

    Ребенок не понимает, что если сильно опереться о сетку, то упадет. Равно как и не понимает, что если он выпадет из окна, то он будет травмирован (или даже погибнет). Поэтому вероятность подобного нужно свести к нулю.

  3. Обучите ребенка использованию газовой плиты, чайника, телевизора и других приборов, которые теоретически могут ему понадобиться. Об этом нужно побеспокоиться заранее.

    Если же вам срочно понадобилось уйти, а ребенок еще, например, не приучен пользоваться газовой плитой – на всякий случай перекройте газ. Одних наказов не подходить к ней может оказаться недостаточно.

  4. Убедитесь, что у вашего чада есть достаточный запас еды, и он знает, где она расположена.

    В противном случае он может полезть куда-нибудь, куда ему лезть не стоит, просто в стремлении найти что-нибудь съестное.

  5. Четко и понятно объясните малышу, куда вы уходите, почему вы это делаете, и когда вы вернетесь. Это очень важно для его психологического комфорта. Крайне желательно оставить ребенку телефон, чтобы он мог позвонить вам, если начнет волноваться.

    Или чтобы вы сами могли набрать ему и поговорить, если засомневаетесь, что с ним все в порядке.

  6. Расскажите ребенку, что делать, если кто-то позвонит в дверь или по телефону. В случае с дверью, вероятно, лучше всего запретить малышу открывать ее в принципе. В случае с телефоном – запретить рассказывать кому-либо, что он остался дома один.

  7. Объясните ребенку, что такое полиция, МЧС, служба газа, скорая помощь, и научите дозваниваться до этих служб. Само собой, у него также должен быть ваш номер, а еще номера соседей, если у вас с ними хоть сколько-нибудь неплохие отношения. Малыш должен иметь четкую инструкцию действий на тот случай, если кто-то начнет ломиться в дверь, или если в квартире начнется возгорание.
  8. Помогите малышу выучить свою фамилию, имя и отчество, а также ваши ФИО и точный адрес своего проживания. Это может понадобиться в том экстренном случае, если ему все же придется звонить в полицию или МЧС. При этом нужно дать ребенку понять, что выдавать такую информацию каждому встречному ни в коем случае не стоит.

Если вы позаботитесь обо всем вышеперечисленном, то сможете оставить ребенка дома одного относительно спокойно.

Как подготовить детей?

Если в результате наблюдений, вы пришли к выводу, что некоторые пункты далеки от совершенства, это значит пора их прививать.

Как это сделать? Психологи рекомендуют начинать процесс уже с пяти лет, постепенно давая ребенку больше свободы. Пусть малыш играет один в комнате, самим же находитесь где-то неподалеку. Это сформирует у него чувство безопасности. В пятилетнем возрасте самое время приучать ребенка к домашним делам: попросите малыша помочь накрыть на стол, нарезать хлеб, налить себе молока.

Специалисты утверждают, что ребенок должен знать и помнить о запретах – это игра с зажигалкой, спичками и электроприборами.  На всякий случай стоит убирать с легко доступных мест опасные предметы – ножи, ножницы. Подальше спрятать лекарства и алкоголь. Вдруг в озорную головку взбредет мысль попробовать, что там пью взрослые?

Научите ребенка пользоваться телефоном, пусть он выучит ваш номер наизусть. Убедившись, что материал усвоен и успешно применяется на практике, задайте малышу главный вопрос: хочет ли он оставаться дома один? Если вы услышите утвердительный ответ, не спешите убегать из дома на долго, начните с непродолжительных временных промежутков с каждым разом увеличивая время отсутствия.  

Самый лучший вариант перед тем, как оставить ребенка одного дома в первый-второй раз, вручите ему долгожданный подарок: игрушку трансформер, любимую раскраску, коробку пластилина, книжку с яркими картинками. И тогда у занятого новой вещью малыша не останется возможности шалить!

Источник: https://smartum.by/about_us/blog/vospitanie-detej/odin-doma-s-kakogo-vozrasta-mozhno-ostavlyat-rebenka-odnogo-v-kvartire/

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Дети это какой возраст по закону

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Статья 1 содержит понятийную базу и направлена на устранение возможностей двусмысленного понимания норм комментируемого Закона. В статье содержится девять ключевых понятий, которые используются в Законе. Некоторые из этих понятий имеют общеправовую природу, т.е.

используются во многих нормативно-правовых актах, помимо данного Закона, например, понятие “ребенок” содержится в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) и является общим для всего гражданско-правового законодательства.

Однако отдельные понятия, такие как “ночное время” или “дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации” в других нормативных актах федерального характера не используются или могут быть использованы в другом смысле.

Остановимся подробнее на каждом из понятий, определение которым дано в комментируемой статье.

Ребенком считается “лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)”. Верно подмечено, что совершеннолетним лицо считается с 18 лет. С этого же возраста оно утрачивает статус ребенка, а соответственно, выходит из-под действия комментируемого Закона, если Законом не предусмотрены какие-либо исключения из этого правила.

Например, в случае эмансипации, предусмотренной ст. 27 ГК РФ о том, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Признание эмансипированным производится в судебном порядке.

Ребенок с момента своего рождения и до 14 лет является малолетним (и несовершеннолетним одновременно), а с 14 до 18 лет – несовершеннолетним. С понятиями “малолетний” и “несовершеннолетний” закон связывает наличие у лица того или иного объема прав и обязанностей.

Так, до 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители (один из родителей, опекун, усыновитель), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (например, приобретается право совершать мелкие сделки), и, наконец, с 18 лет – полная дееспособность.

Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ).

2. “Собирательным” понятием является понятие “дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации”. Он не встречается в других федеральных законах и, в принципе, используется в правовой практике нечасто.

В трудную ситуацию дети обычно попадают или по вине взрослых, например, дети, оставшиеся без попечения родителей, или в силу объективных обстоятельств, как например, дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е.

имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Иногда дети оказываются в бедственном положении вместе с другими членами своей семьи, скажем, если семья получает статус беженцев или вынужденных переселенцев или же признана малоимущей.

Перечень категорий детей, относящихся к попавшим в трудную жизненную ситуацию, не является исчерпывающим.

Определение того, принадлежит ли ребенок к числу попавших в трудную жизненную ситуацию или нет, в некоторых случаях является оценочным, поскольку только в каждом конкретном случае специалист может оценить, нарушена ли жизнедеятельность ребенка в результате сложившихся обстоятельств и может ли данный ребенок преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью своей семьи. Ребенок может находиться в трудной жизненной ситуации, когда его основные права или законные интересы нарушены (например, когда ребенок похищен у родителей и нарушается его право на свободу передвижения и право на общение с родителями) или оспариваются (например, оспаривается право ребенка на жилое помещение), ребенок, подвергшийся незаконному перемещению и невозвращению из-за границы, или похищенный.

3. Социальная адаптация ребенка направлена на “активное приспособление ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы”.

Как видно из самого определения, адаптация необходима детям, находящимся в трудной жизненного ситуации.

Необходимость социальной адаптации может быть вызвана тем, что ребенок находится в постоянном дискомфортном состоянии, которое может быть вызвано психическими и культурными отклонениями, психическим расстройством.

В частности, ребенок-инвалид в силу своего физического состояния (недостатков развития и т.п.) нуждается в особом уходе, лечении, зачастую – в посещении специальных (коррекционных) образовательных учреждений, где с ним будут проводить работу специалисты.

Ребенок, нуждающийся в социальной адаптации, может быть эмоционально неустойчив, вспыльчив, может совершать насилие над другими, скажем, обидеть словом или ударить.

Иногда причиной такого поведения может стать обстановка в семье или поведение других подростков – друзей, с которыми общается ребенок.

Чаще всего выявлением того, нуждается ли ребенок в социальной адаптации, занимаются школьные преподаватели, воспитатели детских садов или работники социальных служб.

Соответственно, они же чаще всего принимают меры о социальной адаптации, к которым могут относиться беседы с психологом, педагогом или врачом, перевод на иную форму обучения или на надомное обучение.

4. Социальная реабилитация ребенка включает в себя мероприятия, направленные на восстановление социальных связей и функций, утраченных ребенком, а также восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Например, ребенок-инвалид практически всегда может испытывать трудности в общении со сверстниками, особенно когда он не посещает обычный детский сад или школу, а находится на надомном обучении или обучается в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Точно так же не приспособленными к нормальной жизни оказываются подростки, которые отбывали наказание в местах лишения свободы.

Реабилитационные мероприятия, как правило, осуществляются комплексно и включают в себя следующие аспекты:

медицинский (вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана);

физический (вопросы, связанные с применением физических факторов (физиотерапия, лечебная физкультура, трудотерапия), с повышением физической работоспособности);

психологический (ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений);

социальный (вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, взаимоотношение ребенка с семьей, сверстниками, обществом).

5.

Понятие социальные службы для детей объединяет различные организации (государственные, муниципальные учреждения, фонды, некоммерческие партнерства, иные некоммерческие организации, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), а также граждан, осуществляющих без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. Все они заняты осуществлением мероприятий по социальному обслуживанию детей в различных сферах их жизни: в бытовой сфере, в области медицины, психологии, права и материального обеспечения, в сфере отдыха и оздоровления, обеспечения занятости и некоторых других. Например, к числу социальных служб, созданных в виде государственных учреждений практически в каждом из регионов России, относятся центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома.

Центры социальной помощи семье и детям занимаются выявлением несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, их социальной реабилитацией, принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в т.ч.

путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и круглосуточно принимают несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившихся или подкинутых и некоторых других категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

6. Под “социальной инфраструктурой для детей” в комментируемой статье понимается система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям.

В частности, спортивные залы, катки, стадионы строятся с целью привлечения детей и молодежи к занятию спортом и ведению здорового образа жизни. Детские сады и образовательные учреждения служат воспитательным и образовательным целям, а деятельность больниц, детских поликлиник, лечебно-профилактических учреждений направлена на обеспечение здоровья детского населения страны.

7. В комментируемой статье дается определение понятию “отдых детей и их оздоровление”. Мероприятия, связанные с отдыхом детей и их оздоровлением, направлены на укрепление их иммунитета, а также улучшение физического самочувствия и тонуса организма, которое является важным для формирования гармоничной личности.

Дети могут осуществлять свое право на отдых и оздоровление в детских центрах досуга, в кружках и в секциях, в т.ч. в спортивных, на “слетах”, в детских оздоровительных лагерях и здравницах и т.п. Дополнительные занятия с детьми соответствующей направленности могут проводиться в школах и детских садах.

Детские оздоровительные лагеря, специализированные (профильные) лагеря, туристические лагеря и все другие организации, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, обобщены в понятии “организации отдыха детей и их оздоровления”. При этом в понятие “организации” входят и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере оказания услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, что в принципе не типично для российского гражданского права.

8. Определение понятия “ночное время” было введено в комментируемый Закон Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”.

Поправка была необходима в связи с введением в действие ст. 14.1., абз. 3 ч. 3 которой говорит о недопущении нахождения детей “в ночное время в общественных местах”. Ночным названо время с 22 до 6 часов местного времени.

Аналогичное понятие ночного времени содержится в жилищном законодательстве.

Источник: https://kommentarii.org/garant_rebenka/page3.html

Адвокат Орлов
Добавить комментарий