Что такое унижение человеческого достоинства

Наказание за унижение человеческого достоинства в России

Что такое унижение человеческого достоинства

Конституция РФ (ст. 19) гарантирует всем гражданам России равные права. С самых малых лет ребёнка учат тому, что нельзя унижать других людей ни по языковому, ни по расовому, ни по половому, ни по каким иным признакам.

Тем не менее, данное конституционное право иногда нарушается. А ведь подобные действия, особенно в жёстких формах, могут иметь серьёзные уголовно-правовые последствия для виновника, вплоть до лишения свободы.

В Уголовном Кодексе содержится 282 статья, устанавливающая ответственность за унижение человеческого достоинства.

Что такое унижение человеческого достоинства?

Достоинство человека — это духовный стержень личности. Человек, обладающий подобным стержнем, не будет совершать безнравственных поступков.

Он отстаивает интересы добра, истины, справедливости, гордится духовной культурой, традициями своего народа, не позволяет манипулировать собой.

Достоинство человека нельзя рассматривать вне общества. Национальная, религиозная, социальная, индивидуально-личностная дифференциация общества оказывает непосредственное влияние на чувства, сознание, уровень достоинства человека.

Национальные, религиозные распри подталкивают некоторых людей к признанию достоинства только тех, кто принадлежат к их расе, национальности, религиозным или иным убеждениям. Остальных граждан они считают убогими, при этом ущемляются их права и свободы, оскорбляется и унижается достоинство.

Крайним выражением абсолютизма националистического достоинства считается фашизм, не признающий никаких иных лиц, кроме избранных.

Формирование достоинства осложняется множественными противоречиями национального, сословного, религиозного характера, делает его ущербным, усечённым, деформированным.

Понятию «достоинство» близко слово «честь». Оба эти понятия подразумевают самоуважение, духовно-нравственную независимость и выражают духовное начало, составляющее нравственную основу человеческого достоинства.

Но если честь — это отношение к личности человека в социуме, его репутация, то достоинство — это отношение человека к самому себе, его принципы, внутренние убеждения, идеология.

Конституционное право запрещает унижение чести и достоинства личности.

Унижение — это поведение человека, направленное на подавление и попирание чувства достоинства как у самого человека, так и в глазах окружающих.

Унизить человека можно неосознанно или намеренно, с целью самоутверждения или в ходе воспитания. Важно отметить, что унижение может стать причиной психологической травмы и серьёзных нервных расстройств.

Унижение человеческого достоинства: ст. 282 УК РФ

Следует отметить, что статья 282 УК РФ рассматривает преступления, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, на унижение человеческого достоинства.

И здесь стоит отличать бытовое унижение личности путём оскорбления (ст. 130 УК РФ) от унижения человека по национальным, расовым, социальным, религиозным признакам, которое совершено публично или через СМИ.

Объектом преступления по ст. 282 являются общественные отношения в области обеспечения конституционных основ, гарантирующих обеспечение национальных, религиозных и расовых интересов. Дополнительным объектом служат честь и достоинство граждан.

Объективная сторона состава преступления по ст. 282 характеризуется:

  • действиями, разжигающими вражду и ненависть;
  • действиями, напрямую унижающими человеческое достоинство;
  • пропагандой превосходства либо неполноценности граждан по национальности, расе, религиозным и другим убеждениям.

Указанные действия характеризуются публичным распространением негуманных идей, взглядов, мнений, провоцирующих состояние неприязни.

Подобные действия носят общий характер и распространяются на большое количество лиц (примером тому служат призывы к депортации, расправе, воспрепятствование проведению религиозных или национальных обрядов, применение дискриминационных мер).

Действия, унижающие достоинство человека, выражаются в дискредитации, негативном отношении к определённой нации, выраженное в неприличной форме. Подобные действия выражаются в унижении, оскорблении, демонстрации неполноценности, ограниченности, ущербности гражданина.

Общим для обоих составов преступлений обязательным признаком является публичность совершаемых действий.

Это означает, что взгляды, идеи, порождающие национальную, религиозную социальную, расовую ненависть, распространяются открыто, в присутствии широкого круга лиц (например, на собрании, митинге).

Использование СМИ предполагает распространение подобных идей посредством радио, телевидения, газет и т.д.

Преступление считается завершённым в момент произведения указанных действий независимо от наличия/отсутствия последствий, т.е. имеет формальный состав.

Субъектом преступления могут стать лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется наличием прямого умысла. Мотивы и цели могут быть самыми разными и на квалификацию не влияют. Чаще всего мотив носит расовую, националистическую или религиозную окраску.

Часть 2 рассматриваемой нами статьи в качестве квалифицирующих признаков предусматривает те же деяния, совершённые:

  • с угрозой насилия;
  • с использованием служебных полномочий;
  • группой лиц.

Унижение человеческого достоинства на работе

При осуществлении трудовой деятельности граждане также могут подвергаться унижению и дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной принадлежности, религиозным и другим убеждениям.

При этом обвинить человека, совершившего вышеуказанные деяния, возможно только в том случае, если унижению была подвергнута значительная группа лиц и сделано это было публично, в том числе через СМИ.

В ином случае деяние, унижающее достоинство человека, будет рассмотрено по статье 130 УК РФ.

Унижение человеческого достоинства ребёнка

Формирование у ребёнка чувства собственного достоинства – важнейшая часть воспитания. Сформированное в детстве чувство собственного достоинства окажет ключевое влияние на то, какой образ жизни в дальнейшем изберёт и будет поддерживать ребёнок.

Один из значимых факторов, влияющих на формирование чувства собственного достоинства у ребёнка, — это уважительное обращение к нему окружающих людей. И не только внутри семьи, но и в образовательных учреждениях.

Наказание за оскорбление ребёнка определяет суд, руководствуясь составом и положениями статьи 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность возможна при условии наступления последствий, приведших к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Что касается ст. 282, то её применение возможно при тех же признаках, сопровождающих деяние, которые указаны выше в статье, а именно:

  • унижение значительной группы лиц, включающих детей;
  • публичность, открытость;
  • дискриминация по национальным, расовым, социальным, половому признакам или по убеждениям.

Какое наказание предусмотрено за унижение человеческого достоинства в РФ?

Действия, нацеленные на унижение достоинства человека гражданина по признакам пола, расы, языка, национальности, происхождения, отношения к религии, совершённые публично или через средства массовой информации, наказываются:

  • штрафом в размере от 100 000 до 300 000 р. или в размере зарплаты/дохода виновного за 1-2 года;
  • лишением права занимать конкретные виды должности или осуществлять определённую деятельность на период до 3 лет;
  • обязательными работами до 360 ч.;
  • исправительной трудовой деятельностью до 1 года;
  • принудительными работами до 2 лет;
  • лишением свободы до 2 лет.

В новой редакции ст. 282 УК РФ от 2018 года обозначено следующее: деяния по части первой ст. 282 будут признаваться уголовно наказуемыми только в том случае, когда они совершены обвиняемым после его привлечения к административной ответственности за идентичное деяние в течение 1 года.

Часть 2 ст. 282 рассматривает аналогичные деяния, совершённые:

  • с применением насильственных методов;
  • с использованием служебных полномочий;
  • группой лиц.

Виды наказаний по ч. 2 ст. 282:

  • штраф от 100 000 до 500 000 р. или в размере зарплаты/дохода виновного за 1-3 года;
  • лишение права занимать определённые должности или осуществлять ту или иную трудовую деятельность на срок до 5 лет;
  • до 480 ч. обязательных работ;
  • от 1 года до 2 лет исправительных работ;
  • до 5 лет принудительных работ;
  • лишение свободы от 3 до 6 лет.

Таким образом, привлечь виновного за унижение человеческого достоинства по ст. 282 УК РФ можно только при наличии в составе преступления квалифицирующих признаков, которые чётко обозначены в данной статье.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/unizhenie-chelovecheskogo-dostoinstva-statya-282-uk-rf/

О частичной декриминализации действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе

Что такое унижение человеческого достоинства
Федеральным законом № 519-ФЗ от 27 декабря 2018 г. были внесены изменения в ст. 282 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), в результате которых была осуществлена частичная декриминализация такого преступления, как возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, без отягчающих обстоятельств.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, число осужденных по статьям о преступлениях экстремистской направленности в России в последние пять лет увеличилось. Так, за первые 6 месяцев 2017 г. по «экстремистским» статьям 280, 280.1, 282, 282.1 – 282.3 УК РФ было осуждено 307 человек; за такой же период 2018 г.

за перечисленные преступления – 284 человека. Вместе с тем, за первые 6 месяцев 2014 г. за аналогичные преступления (без учета статьи 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности», введенной в УК РФ лишь Федеральным законом от 28 июня 2014 г.) было осуждено 167 человек.

При этом по части 1 статьи 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (без отягчающих обстоятельств), которая стала предметом обсуждаемой реформы, в первом полугодии 2014 г. было осуждено 111 человек, а в аналогичном периоде 2018 г. – 203 человека. На преступление, предусмотренное в ч. 2 ст.

282 УК РФ (то же самое преступление, совершенное при наличии отягчающих обстоятельств) приходилось гораздо меньшее количество осужденных лиц: в первом полугодии 2014 г. 4 человека, в аналогичном периоде 2018 г. – 6 человек[1]. Иначе говоря, подавляющее большинство осужденных по ст.

282 УК РФ признавались виновными именно по части первой этой статьи, где устанавливалась ответственность за «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»». На практике участились случаи привлечения к уголовной ответственности за «репост», содержащий различную негативную информацию, которая могла быть отнесена по своему характеру к экстремистской.

Как сообщает издание «Ведомости», в последние годы прокуратура и полиция России начали массово преследовать пользователей социальных сетей по статьям о возбуждении ненависти, вражды и унижении человеческого достоинства, при этом дела против пользователей возбуждались не только за собственные публикации, но и за «репосты». По данным аналитического центра «Сова», в 2017 г.

было вынесено 182 приговора по материалам, опубликованным в социальных сетях, как минимум 138 из них приходились на публикации во «ВКонтакте». Адвокаты осужденных сообщили, что дела возбуждались как по жалобам других пользователей, так и по результатам собственного мониторинга социальных сетей сотрудниками правоохранительных органов[2].

В связи с возникшими в правоприменительной практике вопросами при квалификации преступлений экстремистской направленности, совершаемых в том числе в сети «Интернет», Пленум Верховного Суда РФ решил дать дополнительные разъяснения, направленные на единообразное применение законодательства об уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности. 20 сентября 2018 г. Пленумом были внесены изменения в действующее постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» № 11 от 28 июня 2011 г.

Судья Верховного Суда О.К. Зателепин в ходе представления проекта изменений на заседании Пленума Верховного Суда РФ отметил, что около 90% лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности, осуждены за преступления, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом докладчик отметил, что при подготовке изменений в вышеуказанное постановление Пленума 2011 г. были учтены не только положения Конституции РФ, но и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

, а также Рекомендации, содержащиеся в Рабатском плане действий по запрещению пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, 2012 г., и Кемденских принципах по свободе выражения мнения и равенству 2009 г.

Докладчик обратил внимание на то, что согласно этим документам «привлечение лица к уголовной ответственности за выражение своего мнения должно быть исключительной мерой, применяемой только при наличии достаточно жестких условий, установленных в законе и истолкованных в судебной практике таким образом, чтобы эти ограничительные условия можно было считать необходимыми в демократическом обществе». Кроме того, было отмечено, что «размещение той или иной информации в информационно-телекоммуникационных сетях само по себе еще не образует состава преступления экстремистской направленности. Для привлечения лица к ответственности по 282-ой статье Уголовного кодекса необходимо в обязательном порядке установить, что лицо, размещая ту или иную информацию, осознавало, что его действия направлены против основ конституционного строя и имели своей целью возбудить ненависть, вражду, унизить человеческое достоинство» (выделено мной. — Н.К.)[3].

Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал судам при решении вопроса о наличии или отсутствии у лица прямого умысла и цели возбуждения ненависти либо вражды, унижения человеческого достоинства при размещении материалов в сети «Интернет» учитывать всю совокупность обстоятельств содеянного, принимая во внимание, в частности, «форму и содержание размещенной информации, ее контекст, наличие и содержание комментариев данного лица или иного выражения отношения к ней, факт личного создания либо заимствования лицом соответствующих аудио-, видеофайлов, текста или изображения, содержание всей страницы данного лица, сведения о деятельности такого лица до и после размещения информации, в том числе о совершении действий, направленных на увеличение количества просмотров и пользовательской аудитории, данные о его личности (в частности, приверженность радикальной идеологии, участие в экстремистских объединениях, привлечение ранее лица к административной и (или) уголовной ответственности за правонарушения и преступления экстремистской направленности), объем подобной информации, частоту и продолжительность ее размещения, интенсивность обновлений» (абз. 3 п. 8 Постановления).

Принятие указанных изменений Пленумом Верховного Суда РФ вызвало поддержку как ученых, так и правоприменителей. В юридической литературе отмечается, что рассматриваемые изменения способны повлечь гораздо более значимые последствия.

Это значение, во-первых, объясняется «применимостью этих разъяснений к иным преступлениям экстремистской направленности, в том числе совершаемых не в киберпространстве», а во-вторых, «продолжением намеченной ранее линии на реализацию соответствующих стандартов международного законодательства в области прав человека»[4].

Продолжением наметившейся линии стало внесение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в начале октября 2018 г.

президентского Проекта закона, направленного на смягчение уголовной ответственности за возбуждение ненависти или вражды, унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. В Проекте предлагалось не привлекать к уголовной ответственности лиц, которые впервые совершили экстремистские действия, не представляющие серьезной опасности для государства и основ конституционного строя. На пленарном заседании Государственной Думы председатель нижней палаты В.В. Володин заявил: «Принятие этих поправок — пример для наших зарубежных коллег, у которых действуют более жесткие санкции за неосторожные публикации в социальных сетях»[5].

19 декабря 2018 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон № 519-ФЗ, который 21 декабря 2018 г. был одобрен Советом Федерации и 27 декабря 2018 г. подписан Президентом РФ. Изменения вступили в силу 8 января 2019 г.

В результате рассматриваемых изменений была осуществлена частичная декриминализация такого преступления, как возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, без отягчающих обстоятельств. Часть 1 ст. 282 УК РФ была изложена по-новому:

«1.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет».

Исходя из новой редакции ч. 1 ст.

282 УК РФ уголовная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека или группы лиц, по экстремистским мотивам будет наступать только при повторном совершении указанных действий, при условии, что лицо ранее уже было привлечено к административной ответственности и в течение года после этого совершило аналогичные действия.

В данном случае законодатель использовал так называемую административную преюдицию, что означает возможность привлечения к уголовной ответственности только после того, как лицо ранее уже привлекалось к административной ответственности.

Практика конструирования составов преступлений с административной преюдицией была признана конституционной Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2017 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 212.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.И. Дадина»[6].

Вместе с тем частичная декриминализация рассматриваемых действий не снимает проблему установления направленности таких действий именно на возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека или группы лиц, по экстремистским мотивам. Перевод правонарушения из категории преступлений в категорию административных проступков не должен рассматриваться как законодательный шаг, позволяющий пренебрегать необходимостью доказывания данного умысла.

Кроме того, осуществив перевод обсуждаемого преступления в разряд административных проступков, законодатель попутно скорректировал объект рассматриваемых посягательств. Статья 20.3.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» была помещена в гл.

20 названного Кодекса, имеющую название – «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность».

Иначе говоря, указанное административное правонарушение (проступок) было отнесено к посягательствам не на основы конституционного строя (данный объект охраняется не административным правом, а уголовным), а на общественную безопасность и общественный порядок.

Однако в уголовном праве эти объекты имеют самостоятельное значение: общественная безопасность и общественный порядок в качестве объектов преступлений отграничиваются от такого объекта, как основы конституционного строя и безопасность государства (см. разд. IX и X УК РФ).

Такое изменение природы правонарушения (а объект посягательства влияет в первую очередь на характер общественной опасности/вредоносности деяний) может повлечь за собой и иную оценку субъективной характеристики этого правонарушения.

Так, если речь идет о возбуждении ненависти или вражды, унижении человеческого достоинства как административном проступке, то лицо должно преследовать цель причинения вреда общественной безопасности и общественному порядку, но такой цели оно может вовсе не преследовать, если, правда не понимать такие безопасность и порядок в широком смысле слова (как некие общие правила безопасности и установленный порядок отношений в обществе). В действительности смысл действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды, унижение человеческого достоинства, состоит в нарушении конституционно-гарантированного равенства всех лиц независимо от каких-либо признаков, свойств и качеств таких лиц.

В итоге, если рассматриваемое правонарушение совершено впервые, оно посягает на один объект – общественную безопасность и общественный порядок, а если эти же действия совершаются повторно (в течение года после привлечения лица к административной ответственности) – на другой, что, конечно же, нельзя признать удачным законодательным решением.

Однако более серьезной проблемой является другая. Осуществляя декриминализацию, законодатель по существу признает, что соответствующее правонарушение не достигает уровня общественной опасности, т.е.

неспособно причинить существенный вред или создать угрозу причинения существенного вреда охраняемым уголовным правом общественным отношениям.

В этом случае установление административной преюдиции, несмотря на признание такой практики конституционной, не гуманизирует уголовное право, а напротив повышает его репрессивность, поскольку распространяет уголовную ответственность на деяния, лишенные, по мнению законодателя, общественной опасности, но совершенные неоднократно. Иначе говоря, сколько бы ни совершалось административных правонарушений, они так и останутся административными правонарушениями (только неоднократно совершенными) и не приобретут новое качество – качество преступления, а применение уголовной ответственности к таким правонарушениям станет возможным.

Источник: http://comitasgentium.com/ru/o-chastichnoy-dekriminalizacii/

Адвокат Орлов
Добавить комментарий